Методология и методы психолого-педагогических исследований

Название работы: Методология и методы психолого-педагогических исследований

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Психология

Страниц:

20 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВОПРОС 1 3

ВОПРОС 2 4

ВОПРОС 3 7

ВОПРОС 4 10

ВОПРОС 5 12

ВОПРОС 6 14

ВОПРОС 7 16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Выдержка:

Введение:

Любая наука использует свои способы и приемы познания, совокупность которых образует ее методологию и методику. Методологией называют испо-ведуемые наукой парадигмы познания, общие способы и принципы исследова-ний, проводимых в ее рамках. Методологию не следует путать с методикой науки, т.е. совокупностью конкретных приемов организации и проведения ис-следований, сбора, обработки и анализа полученной в них информации.

Методология и методика - тесно взаимодействующие атрибуты науки. При этом первая определяет содержание и характер второй, а не наоборот. Образно говоря, методика - служанка методологии. Выбор и использование тех или иных методик в научном исследовании определяется тем, какими методологи-ческими установками руководствуется исследователь.

Современное состояние психологии характеризуется решенностью многих методологических и методических проблем, вызывавших ранее острые споры. Однако и сейчас по ряду вопросов нет полной ясности. Наибольшую значи-мость для дальнейшего развития психологии имеют, естественно, методологи-ческие вопросы. Главный из них - вопрос об основном методе психологии, ко-торый можно конкретизировать так: Есть ли у психологии такой лишь ей при-сущий метод познания, который обеспечивает изучение всей ее предметной об-ласти?

Научные картины мира и способы познания определяют основания, угол зрения на проблематику, формулировку объекта и предмета психологии как науки, осмысление ею жизненных сил человека и общества, их жизненного пространства. Это во многом задает фундамент формирования различных пси-хологических парадигм. Методология психологии так же отличается от «мето-дологии человека», методологии любого направления человековедения — если, конечно, таковая существует, — как отличается от нее методология физиоло-гии, антропологии, социологии экономики и остальных наук.

Вопрос 6:

Всякая научная теория изучает либо определенный фрагмент действитель-ности, определенную предметную область, либо определенную сторону, один из аспектов реальных вещей и процессов. При этом теория вынуждена отвле-каться от тех сторон изучаемых ею предметов, которые ее не интересуют. Кро-ме того, теория часто вынуждена отвлекаться и от некоторых различий изучае-мых ею предметов в определенных отношениях. Этот процесс мысленного от-влечения от некоторых сторон, свойств изучаемых предметов, от некоторых отношений между ними и называется абстракцией. Ясно, что создание уравни-вающего объекта необходимо включает в себя абстракцию — отвлечение от ряда сторон и свойств изучаемых конкретных предметов. Но если мы ограни-чимся только этим, то еще не получим никакого целостного объекта, а просто уничтожим реальный объект или ситуацию. После абстрагирования нам нужно еще выделить интересующие нас свойства, усилить или ослабить их, объеди-нить и представить как свойства некоторого самостоятельного объекта, кото-рый существует, функционирует и развивается согласно своим собственным законам. Все это, конечно, представляет собой гораздо более трудную и твор-ческую задачу, чем простое абстрагирование.

Создание уравнивающего объекта может осуществляться разными путями и опираться на различные виды абстракции. Можно указать некоторые способы образования уравнивающих объектов, широко используемых в науке и в повсе-дневной жизни:

1. Можно абстрагироваться от одних свойств реальных объектов, удержи-вая в то же время другие их свойства и вводя объект, которому присущи только эти оставшиеся свойства.

2. Иногда оказывается полезным абстрагироваться от некоторых отноше-ний изучаемых объектов друг к другу. В общественных науках при изучении отдельных сторон жизни общества, отдельных общественных явлений и учреж-дений, социальных групп и т. п. мы можем абстрагироваться от взаимоотноше-ний этих сторон, явлений, групп с другими элементами жизни общества.

3. Мы можем также приписывать реальным объектам отсутствующие у них свойства или мыслить присущие им свойства в некотором предельном зна-чении.

4. Уравнивающим объектом может стать любой реальный предмет, кото-рый мыслится в несуществующих, идеальных условиях.

5. Чаще всего приведенные выше способы создания уравнивающих объек-тов используются в различных сочетаниях. Мы можем и абстрагироваться от каких-то свойств и сторон реальных предметов, и наделить их некоторыми не-существующими свойствами, и представить их в некоторых идеальных услови-ях.

Похожие работы на данную тему