Методика и методы педагогического исследования

Название работы: Методика и методы педагогического исследования

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Педагогика

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 2

1. Понятие и предназначение педагогического исследования 3

2. Методологический подход к педагогическому исследованию 4

3. Понятие и содержание методики педагогического исследования 6

4. Применение общенаучных методов в педагогических исследованиях 8

5. Эмпирические методы педагогических исследований 10

Заключение 13

Литература 15

Выдержка:

Введение:

В работе рассматривается применение методики и методов педагогического исследования. Методологические проблемы психологии и педагогики всегда относились к наиболее актуальным, острым вопросам развития психолого-педагогической мысли. Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. В соответствии с принципами этой теории обучение, воспитание и развитие будущих специалистов исследуются в тесной связи с конкретными условиями общественной жизни и профессиональной деятельности. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения.

Объект изучения в работе – педагогическое исследование. Предмет исследования – методика и методы педагогического исследования.

Цель работы – выявить сущность методики педагогического исследования и определить применяемые в данном исследовании методы.

Задачи, решаемые в ходе работы:

- сформулировать понятие и значение педагогического исследования;

- определить основные методологические принципы педагогического исследования;

- рассмотреть основные подходы к определению методики педагогического исследования;

- охарактеризовать применение общенаучных методов в педагогическом исследовании

........

Глава 3:

Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, опре¬деляющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследователя.

Методика каждого педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Нет методики вообще, есть конкретная методика исследования. И чем более оригинален исследователь, тем более оригинальные методики он создает, тем более он изя¬щен в интерпретации его результатов. Каждый человек вносит в методику нечто новое, идущее от его понимания проблемы, его исследовательских способностей.

Формальный подход к определению методики – переписывание одних и тех же методов из одного научного труда в другой – мало что дает, так как последние не находят полной реализации в ходе исследования и со¬держательного отражения в тексте научной работы.

Обосновать методику исследования невозможно, во-первых, без уяснения, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития; во-вторых, без соотнесения методов исследования с разнообразными, про¬явлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.

Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою ин¬дивидуальность при решении конкретной задачи имеет определенную струк¬туру. Ее основными элементами являются: теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика; исследуемые явления, процессы, признаки, параметры; субординационные связи и зависимости между ними; совокупность применяемых методов, их координация; порядок, применения методов и методических приемов; последо¬вательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.

Умелое определение содержания каждого структурного элемента методики, их соотношения составляет искусство исследования. Хорошо продуманная методика организует исследование, определяет его основные этапы, базу, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы.

Методика это как бы модель исследования, причем развернутая во времени..........

Заключение:

В завершении следует сделать обобщающие выводы о методике и методах педагогического исследования:

1. Педагогическое исследование предназначено для получения информации по организации и эффективности педагогического процесса для последующей корректировки педагогического процесса с целью увеличения его эффективности.

2. Методология педагогического исследования определяет основные базовые принципы, лежащие в основе любого научного исследования: творческий, конкрет¬но-исторический подход к исследуемой проблеме. принцип объективности, принцип всесторонности, единство историчес¬кого и логического, системность. На базе всеобщих принципов сложились и более частные принципиаль¬ные требования: принцип детерминизма; единства внешних воздействий и внут¬ренних условий развития, активности личности; единства психики и дея¬тельности; личностно-социальнодеятельностного подхода и др.

3. Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, опре¬деляющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследователя.

4. Среди общенаучных логических методов, нашедших широкое применение при проведении теоретических изысканий в области психологии и педагогики, следует выделить методы те¬оретического анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, индукции и дедукции, моделирования и другие.

.........

Похожие работы на данную тему