Вопросы к экзамену по истории психологии

Название работы: Вопросы к экзамену по истории психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

143 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Оглавление

1.Общая характеристика истории психологии: предмет, задачи 3

1Часть. Донаучный этап развития психологии 5

2.Донаучный этап развития психологии 5

3.Взгляды философа Демокрита (460 - 370гг. до н.э.) о душе 6

4.Представления философа Платона (428 - 348гг. до н.э.) о душе 8

5.Воззрения философа Аристотеля (384 - 322гг. до н.э.) о душе. Общая характеристика трактата «О душе» 10

6.Роль французского мыслителя Рене Декарта в развитии психологии 13

7.Роль голландского философа Бенедикта Спинозы в развитии психологии 15

8.Вклад английского философа, педагога Джона Локка (1632-1704гг.) в развитие психологии 17

9.Общая характеристика взглядов на психику в период с до н.э. по XVII век (в сравнительном плане, сходство, различия, в виде таблицы) 20

II Часть. Научная психология 22

10.Основатель научной психологии немецкий исследователь Вильгельм Вундт (1832 - 1920) 22

11.Вклад в развитие психологии американского ученого Уильяма Джеймса (1842 - 1910) 24

12.Общая характеристика взглядов психологов - середины XIX веков 27

13.Вклад австрийского психолога и психиатра Зигмундта Фрейда (1856 - 1939) в развитие психологии 32

14.Общая характеристика любой работы З.Фрейда (на выбор) 35

15.Вклад Альфреда Адлера (1870 - 1937) в развитие психоанализа. Индивидуальная психология 39

16.Развитие идей психоанализа швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961) 41

17.Общая характеристика любой работы К.-Г.Юнга (на выбор) 45

18.Вклад Вильгельма Райха (1897 - 1957) в развитие психоанализа 47

19.Общая характеристика классического психоанализа в сравнении: сходство-различие 50

20.Развитие идей психоанализа Карен Хорни (1885 -1952) 54

21.Развитие идей психоанализа Эриком Эриксоном (1902 - 1990) 55

22.Вклад в развитие психоанализа Гарри Стэка Салливена (1892 - 1949) 58

23.Развитие идей психоанализа Эрихом Фроммом (1900 - 1980) 60

24.Общая характеристика любой работы Э.Фромма 62

25.Общая характеристика неофрейдизма (в сравнении, сходство-различия, в таблице) 63

26.Вклад американского исследователя Джона Уотсона (1878 - 1958) в развитие психологии 65

27.Вклад Эдварда Толмена (1886 - 1959) и Кларка Халла (1884 -1952) в развитие необихевиоризма 68

28.Вклад Берреса Фредерика Скиннера (1904 - 1990) в развитие необихевиоризма 70

29.Вклад американских психологов Джорджа Мида (1863 - 1931) и Альберта Бандуры (1925) в развитие социального бихевиоризма 72

30.Общая характеристика бихевиоризма, необихевиоризма и социального бихевиоризма (в сравнении: сходство-различие в таблице) 73

31.Общая характеристика гештальтпсихологии 77

32.Обзор любой работы гештальтпсихологов (Макса Вертгеймера, Курта Кофка, Вольфгана Келера) 80

33.Теория «поля» Курта Левина (1890- 1947) 82

34.Генетическая психология Жана Пиаже 84

35.Общая характеристика гуманистической психологии 86

36.Обзор любой работы гуманистических психологов (Абрахама Маслоу, Карла Роджерса) 88

37.Общая характеристика трансперсональной психологии 90

38.Обзор любой работы по трансперсональной психологии (Станислава Грофа и других) 91

III Часть. Отечественные ученые 94

39.Вклад Владимира Михайловича Бехтерева. Ивана Михайловича Сеченова, Ивана Петровича Павлова в развитие отечественной психологии 94

40.Вклад Льва Семеновича Выготского в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 99

41.Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 101

42.Вклад Алексея Николаевича Леонтьева в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 103

43.Вклад Александра Романовича Лурия в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 104

44.Вклад Петра Яковлевича Гальперина в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 106

45.Вклад Дмитрия Николаевича Узнадзе в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 108

46.Вклад Бориса Герасимовича Ананьева в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 112

47.Вклад Василия Васильевича Давыдова в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 116

48.Вклад Даниила Борисовича Эльконина в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 119

49.Вклад Леонида Владимировича Занкова в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 123

50.Вклад Натальи Александровны Менчинской в развитие психологии. Обзор любой работы на выбор 127

IV Часть. Современные отечественные и зарубежные психологи 131

51.Общая характеристика теории Милтона Эриксона. Обзор любой работы о М.Эриксоне 131

52.Общая характеристика НЛП. Обзор любой работы по НЛП 133

53.Общая характеристика теории Эрика Берна 136

54.Общий обзор современных зарубежных и отечественных теорий 138

Список литературы 143

Выдержка:

1.Общая характеристика истории психологии: предмет, задачи

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.

Каждая новая крупица научного знания о психике добывалась усилиями многих поколений исследователей природы и психической организации чело века, динамики его внутренней жизни. За теориями и фактами науки скрыта напряженная коллективная работа людей. Развитие принципов этой работы, переходы от одних ее форм к другим изучает история психологии.

Итак, у психологии один предмет, а у истории психологии – другой. Их непременно следует разграничивать.

28.Вклад Берреса Фредерика Скиннера (1904 - 1990) в развитие необихевиоризма

Стремясь переработать классический бихевиоризм, Скиннер исходил прежде всего из необходимости систематического подхода к пониманию человеческого поведения. Он считал необходимым исключить из исследования все фикции, к которым прибегают психологи для объяснения вещей, причин которых они не знают. К таким фикциям Скиннер относил многие понятия психологии личности (автономии, свободы, творчества). С его точки зрения, невозможно говорить о реальной свободе человека, так как он никогда сам не управляет своим поведением, которое детерминировано внешней средой.

Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научиться им управлять. В этом отношении он полностью разделял разработанные Торндайком и Уотсоном взгляды на социогенетическую природу психического развития, т. е. исходил из того, что развитие есть научение, которое обусловливается внешними стимулами. От констатации Скиннер переходит к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением.

Похожие работы на данную тему