Введение
В современной психологической науке в многочисленных исследованиях накоплен большой пласт знаний о саморегуляции человека, его организма и личности, психических явлениях разной сложности. В широком смысле понятие "психологическая саморегуляция" определяет высший уровень регуляции поведенческой активности биологических систем, отражающих качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности и самого себя, своей активности и деятельности, поступков, их оснований.
Анализ сложного и противоречивого процесса развития проблемы саморегуляции в психологии в аспекте ее психологического содержания позволяет дифференцировать основные направления ее развития. Ведущим направлением в этих исследованиях является изучение проблем саморегуляции психической деятельности человека, которые представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Бернштейна, О.А. Конопкина, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Г.С. Никифорова, С.Л Рубинштейна и др. Исходя из представлений об активностной природе саморегуляции, эти и другие авторы подчеркивают ее преимущество перед регуляцией..
................................
1. Понятие саморегуляции
Психическая саморегуляция функционального состояния в напряженных и экстремальных условиях профессиональной деятельности представляет собой вид активности субъекта деятельности, которая включает в себя такие блоки психологической системы деятельности, как мотивы, цели, программы, информационную основу, процессы принятия решения, функционирование которой определяют установленные в исследовании факторы: психологические особенности условий и организации деятельности, индивидуальные способы и стратегии регуляции измененных состояний. Психологическая система деятельности по саморегуляции ФС характеризуется специфичностью ее предмета, целей и психофизиологическим содержанием средств саморегуляции.
Психическая саморегуляция функционального состояния проявляется во взаимодействии непроизвольной регуляции психофизиологического состояния, произвольной саморегуляции психического состояния и в форме целенаправленной активности, которые обеспечивают оптимальный уровень функционального состояния субъекта, выполнение его профессиональной деятельности и адаптацию к экстремальным условиям.
................................
Список литературы
1. Агаджанян П.А., Катков А.Н. Резервы нашего организма. М., "ФиС", 1990.
2. Воробьева В.И. Слагаемые здоровья. М., "Знание", 1987.
3. Коц Я.М. Спортивная физиология. М., "ФиС", 1986.
4. Куценко Г.И., Иванов Ю.В. Книга о здоровом образе жизни. М., "ФиС", 1994.
5. Психология: учебник для ИФК под ред. В.М. Мельникова. М., "ФиС", 1987.
6. Рудик П.А., Медведев В.В. Психология и современный спорт. М., "ФиС", 1973.
7. Популярная психология. Хрестоматия. Составитель Мироненко В.В. М., "Просвещение", 1990.
8. Фомик Н.А. Физиология человека. М., "ФиС", 1982.
................................