Введение.
Карл Густав Юнг выделят в развитии личности особый процесс – процесс индивидуации, в котором личность приобретает полноту и целостность своего бытия. Индивидуация связана с расширением сферы сознания и расширением его возможностей. Итог - становление самости, в котором эго (сознание личности) становится элементом самости. Причем эго не растворяется, не ассимилируется самостью, что было бы психической катастрофой. В отличие от индивидуализма, индивидуация означает не отказ от коллективности, а напротив – более совершенное исполнение коллективных предназначений.
Процесс индивидуации есть выделение личности из коллективных основ собственной психики, духовное рождение человека, возникновение психически самостоятельного, саморазвивающегося существа
…………………………………………………………….
Основная часть.
В результате обследования Юнгом большого количества людей и изучения их сновидений (по его подсчетам получается по меньшей мере 80 000 снов) было установлено, что все сны не только соотносятся в той или иной мере с жизнью сновидца, но и являются составными частями одной огромной сети, в которой переплелись разнообразнейшие факторы психологического воздействия. Было также обнаружено, что все сновидения будто придерживаются определенного порядка или общей схемы. Эту схему Юнг назвал "процессом индивидуации". Поскольку сны еженощно являют самые различные сцены и образы, то, не будучи тщательным наблюдателем, трудно заметить в них какую-либо упорядоченность. Но если проследить свои собственные сны за несколько лет, изучая последовательно их содержание, станет видно, что определенные образы всплывают, исчезают и повторяются вновь. Многим даже снятся по нескольку раз одни и те же персонажи, виды или ситуации, и если отследить их на протяжении последовательного ряда сновидений, обнаружится, что они постепенно, но заметно изменяются. Эти перемены могут быть ускорены правильным толкованием снов и их символов, поскольку оно влияет на осознанное отношение сновидца к сновидениям.
…………………………………………………………….
Литература.
1. Аналитическая психология и психотерапия/ Сост. И общая редакция В. М. Лейбина. – СПб.:Питер, 2001. – 512с.
2. Беседин, Липатов, Тимченко, Шапарь. Тайна личности. Занимательная психология для детей и взрослых. – Харьков: Неофит; Фортуна-пресс, 1996. – 557с.
3. Борбели А. Тайна сна/Пер. с нем. В. М. Ковальзона. – М.: Знание, 1989. – 192с.
4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. И доп. – СПб.: Свет, 1997. – 608 с.
5. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М: Политиздат, 1987. – 286с.
…………………………………………………………….