Общая психология (шпоргалки)

Название работы: Общая психология (шпоргалки)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

1. Психология как наука. Специфика психологического знания.

2. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

3. Основные направления развития современной психологической науки и практики.

4. Методы психологии, их классификация и сравнительная характеристика.

5. Теоретическое и эмпирические знание в психологии. Методология экспериментального психологического исследования.

6. Взаимосвязь психологической теории и практики.

7. Основные этические вопросы психологической науки и практики.

8. Специфика психического отражения. Критерии психического.

9. Представления о возникновении и эволюции психики. Гипотеза А.Н.Леонтьева о происхождении психики.

10. Категория деятельности в отечественной психологии. Принцип единства сознания и деятельности.

II. Общее представление об инстинкте. Исследования инстинктивного поведения

12. Общее представление о научении. Навык и интеллект. Исследования интеллектуального поведения животных.

13. Понятие высших психических функций. Их строение и развитие.

14. Общая характеристика сознания. Основные предпосылки возникновения сознания. Структура сознания (А.Н. Леонтьев).

15. Неосознаваемые процессы, их классификация и общая характеристика.

16. Историческое развитие и современное представление о предмете психологии.

17. Ассоцианизм: предмет, основные проблемы, задачи, методы. Критика идей ассоцианизма.

18. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм: основные понятия, задачи, исследования.

19. Гештальтпсихология: основные положения, понятия, факты.

20. Когнитивная психология: основные постулаты, феномены и методы исследования.

21. Бессознательное как предмет психологии: определение, факты, интерпретации.

22. Концепция бессознательного 3. Фрейда. Теория личности 3. Фрейда.

23. Трактовка бессознательного К.Г". Юнгом. Структура и динамика личности в концепции К.Г. Юнга.

24. Индивидуальная психология А. Адлера. Общее представление о движущих силах развития личности.

25. Основные положения и направления неофрейдизма. Отличие неофрейдизма от классического психоанализа.

26. Истоки, основные принципы и направления экзистенциально-гуманистической психологии.

27. Сущность и природа ощущений, их классификация.

28. Общие представления о восприятии. Феноменология перцептивных образов.

29. Понятие внимания. Явления, эффекты, критерии наличия внимания. Основные вилы и свойства внимания.

30. Основные теоретические и экспериментальные исследования внимания.

31. Общие представления о памяти. Явления и процессы памяти. Вилы памяти.

32. Основные теории памяти.

33. Представление о мотивации. Строение потребностно-мотивашюнной сферы.

34. Основные теории мотивации в отечественной и зарубежной психологии.

35. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Классификация эмоций.

36. Теории эмоций в отечественной и зарубежной психологии.

37. Понятие воли. Произвольная и волевая регуляция. Основные подходы к изученm воли.

38. Общие представления о мышлении. Виды мышления и основания для и классификации.

39. Специфика психологического изучения мышления. Теории и экспериментальны исследования мышления.

40. Воображение и творческое мышление Проблема критерия креативности.

41. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого мышления.

42. Генетические корни мышления и речи. Развитие речи в онтогенезе (Ж. Пиаже Л.С. Выготский).

43. Общие представления о способностях. Способности и задатки. Развитие способностей

44. Категория личности в психологии. Соотношение понятий: человек, индивид, личность индивидуальность.

45. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

46. Основные подходы к типологии индивидуальности.

47. Темперамент: физиологические основы и психологическое описание. Теории темперамента.

48. Характер, его строение и формирование. Характер и личность.

49. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в развитии психически) функций и личности в целом.

50. Самосознание: определение, критерии, уровни развития. Образ «Я».

Выдержка:

влияния нет.

1. Метод наблюдения - стратегия исследования с фиксацией определенных характеристик процесса без вмешательства в его течение. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологических процессов. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования.

2. Метод эксперимента. Эксперимент - исследовательская стратегия, в которой осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. При этом происходит проверка гипотезы. Принято выделять два вида эксперимента - естественный, участники которого не знают о своей роли испытуемых, и лабораторный, который обычно проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента.

Обучающий эксперимент - форма эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. Выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления. Испытуемому сначала предлагается самостоятельно овладеть новым действием или новым знанием, затем, если это не удалось, ему оказывается строго регламентированная и индивидуализированная помощь.

Констатирующий эксперимент - процесс установления различий начального, актуального уровня и конечного, соответствующего зоне ближайшего развития.

3. Метод беседы, тестирования, анкетирования. Заключается в регистрации устных или письменных ответов испытуемого на различные вопросы, к которым могут предлагаться варианты ответов.

4. Методы шкалирования - понятие, используемое в психологии для обозначения ситуаций применения количественных показателей для оценки отношения к определенным объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы. Для осуществления процесса субъективного шкалирования существует ряд методов, характеризующихся определенными правилами, по которым числа приписываются тем или иным качествам объектов. В рамках классической психофизики применяются методы средней ошибки, минимальных измерений, постоянных раздражителей. К новым психологическим методам относятся, во-первых, прямые методы, такие как уравнивание интервалов, прямая числовая оценка, парное сравнение, ранжирование, во-вторых, непрямые методы, например, фехнеровский метод шкалирования едва заметных различиях.

Вопрос 5.

Теоретическая психология исследует (изучает, наблюдает, экспериментирует) человека — носителя психики. В слое теоретической психологии работают психологи-исследователи. А человек — носитель психики для психолога-исследователя превращается в испытуемого. Про испытуемого можно сказать, что это «частичный» человек: он соглашается за определенную плату отказаться от части своих прав и выполнять инструкции психолога-исследователя (экспериментатора). Как бы ни хотел психолог-экспериментатор, чтобы перед ним сидел максимально естественный, натуральный, целостный человек — носитель психики, это не так. Перед ним тот, кто лишен части своей активности и произвольности, ограничен в своих правах. Но только так, ограничив (зафиксировав, вынеся за скобки, контролируя как неизменное) одно, можно исследовать другое.

Экспериментальная, эмпирическая психология теряет непосредственные отношения с человеком — носителем психики (которые имела теоретическая психология). Если у психолога не хватает готовых (теоретических) психологических знаний, то он выходит временно в теоретический слой психологии и проводит специальные (эмпирические) исследования, чтобы добрать знаний. Таким образом, важно, что эмпирическая психология не имеет собственной практики по отношению к человеку — носителю психики, а только со-организует чужую практику по отношению к нему.

Методология психологического эксперимента:

- определение цели, задач, предмета исследования и гипотезы.

- определение объекта исследования (м.б. совокупность объектов наблюдения – генеральная (все объекты) или выборочная (объекты, отобранные по какому-либо принципу));

- определение объема выборки (варианты: случайная, гнездовая, типическая, сплошная). Объем выборки определяет достоверность информации, полученной в результате ее исследования - чем больше объем выборки, тем выше ее точность;

- выбор методик исследования (основываясь на их валидности и надежности – т.е. вероятности, с которой эти методики будут выявлять интересующий нас признак, и достоверности его выявления и оценки);

- проведение эксперимента;

- анализ и интерпретация результатов исследования. Статистические методы - количественная обработка. Показывают распределение результатов, степень достоверности полученных результатов, процентное соотношение разных групп испытуемых и т.д.

- описание результатов исследования и подготовка отчета.

Похожие работы на данную тему