Развитие речи младших школьников

Название работы: Развитие речи младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 5

1.1. Проблема развития речи младших школьников в психолого-педагогической и теоретико-методической литературе 5

1.2. Изложение как средство развития речи детей младшего школьного возраста 12

1.3. Методика обучения изложению и его проведения в начальной школе 17

Выводы по второй главе 25

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 27

2.1. Диагностика исходного уровня развития речи младших школьников 27

2.2.Уроки по развитию речи и обучению изложению 30

2.3. Диагностика достигнутого уровня развития речи младших школьников 37

Выводы по второй главе 41

Заключение 42

Литература 44

Выдержка:

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, фор¬мирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.

Исходя из того, что по данным исследований таких психологов как Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запо¬рожец, А.А. Люблинская, Г.Л. Розенгарт-Пупко и др., речь имеет огромное влияние на развитие ребенка и становление его личности и из того, что именно в этом возрасте очевидными становятся недостат¬ки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над каче¬ством речи, закладываются основы успешного обуче¬ния в школе, становится актуальной проблема развития речи младших школьников.

Одним из средств развития речи младшего школьника на уроках русского языка является обучение написанию изложений.

Цель исследования – изучение развития речи младших школьников процессе обучения изложению.

Объект исследования – речь младших школьников.

– Сравнение – такое выражение, когда один предмет в художественном произведении сравнивается с другим. Например: "И русых головок над речкой пустынной, что белых грибов на полянке лесной".

– Сравнение помогает автору точно охарактеризовать предмет и выразить отношение к нему.

– Эпитеты – яркие, красочные, необычные прилагательные.

– Резкое противопоставление картин природы, героев, настроения в произведениях называется контрастом. Контраст помогает лучше представить то, о чем говорится в произведении.

– Скрытое сравнение, когда свойства одного предмета, чаще – человека, животного, переносятся на другой, неживой предмет, называется метафорой.

Например, дремать может живое существо – человек, животное. В рассказе Паустовского "Первый снег" так говорится про день: "День дремал". Метафора подчеркивает черты сходства предметов, делает их изображение более точным и ярким.

У. Послушайте, сравните.

Учитель читает научный текст-описание.

V. Тип речи. Определение типа речи в изложении

У. Определите тип речи услышанного текста. С какими типами речи мы знакомы?

Д. Текст-повествование. Рассказывается о событиях, действиях. К такому тексту можно поставить общий вопрос что произошло?

– Текст-описание. Рисуется внешний вид. К нему можно поставить общий вопрос какой? какие?

– Текст-рассуждение. В нем объясняются причины явления. К нему можно поставить общий вопрос почему произошло?

У. Можно ли по названию определить тип данного текста?

Д. В соответствии с типом текста подбирается название.

У. Подтверждается ли это при первом знакомстве с текстом? Какой тип речи использует автор? С помощью какой части речи автор описывает птиц, погоду? Присутствует ли в тексте рассуждение?

Ответы детей.

1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры, части: начало, середина, конец. "Это ежик. Он коричне¬вый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах".

2) рассказывает, опуская начало (или конец);

3) перечисляет отдельные качества.

2. Воспитатель предлагает ребенку серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последова¬тельности и составить рассказ.

1) раскладывает в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2) рассказывает с помощью взрослого;

3) перечисляет нарисованное на картинках.

3. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1) ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2) составляет рассказ с помощью взрослого;

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше об¬щих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин, или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

1. Содержательность (в повествовании - умение придумать инте¬ресный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании " раскрытие микротем : признаков и действий). Ели ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован - 2 балла, если идет перечисление признаков -1 балл).

2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической пос¬ледовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (на¬чала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2 балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.

3. Грамматическая правильность построения предложений, прос¬тых и сложных, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях - 3 балла, использование только простых предложений - 2 балла, однотипные конструкции (назывные предложения ) - 1 балл.

Похожие работы на данную тему