Развитие речи младших школьников в процессе обучения изложению

Название работы: Развитие речи младших школьников в процессе обучения изложению

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

53 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 5

1.1. Проблема развития речи младших школьников в психолого-педагогической и теоретико-методической литературе 5

1.2. Изложение как средство развития речи детей младшего школьного возраста 12

1.3. Методика обучения изложению и его проведения в начальной школе 17

Выводы по второй главе 25

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИЗЛОЖЕНИЮ 27

2.1. Диагностика исходного уровня развития речи младших школьников 27

2.2.Уроки по развитию речи и обучению изложению 30

2.3. Диагностика достигнутого уровня развития речи младших школьников 37

Выводы по второй главе 41

Заключение 42

Литература 44

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Речь - одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, фор¬мирует взгляды и убеждения, а также оказывает огромную услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник - мозг человека.

Исходя из того, что по данным исследований таких психологов как Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запо¬рожец, А.А. Люблинская, Г.Л. Розенгарт-Пупко и др., речь имеет огромное влияние на развитие ребенка и становление его личности и из того, что именно в этом возрасте очевидными становятся недостат¬ки речевого развития ребенка, идет интенсивная работа над каче¬ством речи, закладываются основы успешного обуче¬ния в школе, становится актуальной проблема развития речи младших школьников.

Одним из средств развития речи младшего школьника на уроках русского языка является обучение написанию изложений.

Цель исследования – изучение развития речи младших школьников процессе обучения изложению.

Объект исследования – речь младших школьников.

Предмет исследования – развитие речи младших школьников в процессе обучения написанию изложения.

Задачи исследования:

1. Изучение психолого-педагогической и теоретико-методической литературы по проблеме развития речи младших школьников;

2. Знакомство с методиками диагностики развития речи;

3. Разработка конспектов уроков по обучению младших школьников написанию изложений и их проведение.

Гипотеза: Мы предполагаем, что развитие речи младших школьников в процессе обучения написанию изложений будет происходить наиболее успешно, если:

..........

Глава 2:

Цель: определить уровень развития речи младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.

Задачи:

1. ознакомиться с методиками диагностики развития речи младших школьников;

2. апробировать их;

3. определить направления развивающей работы на втором этапе эксперимента.

Характеристика методик:

Вопрос о диагностике речевого развития детей исключительно сложен, поскольку речь подвержена многофакторным влияниям, сложна по своей организации. Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало разработаны. Чаще всего предлагаются задания для выявления развития отдельных сторон речи (лексика, фонетика, грамматика, связная речь), на основе выполнения которых делаются выводы об уровне речевого развития детей в целом. Методики диагностики речевого развития детей включают наблюдения за повседневным общением детей, пересказ литературного текста, задания на выявление уровня развития словаря, грамматической и звуковой стороны речи.

Самым распространенным методом диагностики речевого развития детей являются задания. Обычно задания группируют в зависимости от цели: изучают словарь детей, грамматический строй речи, звуковую культуру речи и связную речь. Так сгруппированы задания в методике диагностики речи Ушаковой О.С., Струниной Е.М. (см. приложение).

Оценка по всем заданиям в этой методике дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I (высокий), II (средний), III ( ниже среднего).

3 балла ставится за точный и правильный ответ данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в следующей последовательности: 1) правильный ответ; 2) частично правильный ответ; 3) неточный ответ.

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов получило оценку 3 – это высокий уровень. Если более половины ответов с оценкой 2 – это средний уровень. А с оценкой 1 – уровень ниже среднего.

Результаты оформляются в таблицу.

При проведении этих заданий мы столкнулись с рядом трудностей. Первая трудность заключается в том, что заданий очень много, методика объемная и при диагностике речевого развития большой группы детей требует много времени. Для обследования 15 школьников нам понадобилось 8 дней непрерывной работы, для этого приходилось отвлекать испытуемых от других форм деятельности. Утомляемость детей, вызванная выполнением методики, вынуждала проводить её в несколько этапов. От этого терялась логическая нить в формулировке вопросов.

.............

Заключение:

Актуальность темы нашего исследования обосновывалась влиянием изложения на развитие речи младших школьников.

Развитие речи идет не только за счет тех лингвистических спо¬собностей, которые выражаются в чутье самого ребенка по отноше¬нию к языку. Ребенок прислушивается к звучанию слова и дает оценку этого звучания. Усвоение языка определяется чрезвычайной активностью самого ребенка по отношению к языку. Эта активность выражается в слово¬образованиях, в умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием.

Под изложением М. Р. Львов понимает «письменный пересказ образцовых текстов».

Морозова И. Д. Определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения».

По М. Е. Львовой изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах».

Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учеником. Изложения являются показателями прочности и осознанности приобретенных учащимися умений и навыков в области родного языка, позволяют судить, насколько продуманно построено связное высказывание и насколько оно соответствует поставленной теме.

Изложение чужого текста поможет в накоплении собственного речевого опыта только в том случае, если будут выполняться следующие условия.

Во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только будет доступен учащимся, но и сможет повести их за собой, т. е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся.

Во-первых, текст по содержанию, по способам формулирования мыслей не только будет доступен учащимся, но и сможет повести их за собой, т. е. если он содержательнее, богаче, выразительнее, чем речь самих учащихся.

..........

Похожие работы на данную тему