Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения

Название работы: Задачи, принципы и основные направления музыкально-ритмического и логоритмического воспитания детей с нарушениями речи. Особенности работы с детьми, имеющими разные речевые нарушения

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКИ 5

2. ЛОГОРИТМИКА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ С ДЦП 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Рост числа детей, имеющих различные речевые и неречевые проблемы, вызывает необходимость работы в тесном контакте воспитателя, логопеда и му-зыкального работника. Владея музыкальным инструментом и методикой музы-кального воспитания, музыкальный руководитель может способствовать работе логопеда посредством логоритмики. Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Цель логоритмических занятий - преодоление речевого, моторного, двига-тельного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррек-ции у таких детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмики:

 оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие ды-хания, моторных функций и др.);

 образовательные ((познавательные) формирование двигательных навыков и умений, развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений и др.);

 воспитательные (воспитание и развитие чувства музыкального ритма, вос-питание личностных качеств, чувства коллективизма и др.);

 коррекционные (обусловлены поэтапностью логопедической работы по устранению различных нарушений речи, моторики и общей двигательной сферы).

Логоритмическое воспитание осуществляется посредством системы лого-ритмических занятий. Каждое занятие представляет собой комплекс логорит-мических упражнений, направленных на решение конкретных задач:

 упражнение детей в маршировке и движений в разных направлениях (вводные упражнения);

 упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции;

 упражнения, регулирующие мышечный тонус;

 упражнения, активизирующие внимание;

 упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;

 упражнения, воспитывающие чувство музыкального ритма (метра, разме-ра);

 слушание музыки и пение;

 упражнение в игре на детских музыкальных инструментах.

Диагностика показывает, что упражнения:

 направленные на активизацию внимания результативны на 35%;

 регулирующие общий мышечный тонус и развивающие мелкую моторику - 20%;

 развивающие чувство музыкального темпа - 25%;

 развивающие чувство музыкального ритма - 35%;

 развивающие чувство музыкального метра - 25%.

2. ЛОГОРИТМИКА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ

ПРОЦЕССЕ У ДЕТЕЙ С ДЦП

Логопедическая ритмика до настоящего времени не рассматривается орга-ническим компонентом в коррекционно-педагогическом процессе у детей с ДЦП. Таким образом, обнаруживается явное противоречие между современ-ным уровнем развития науки и сложившейся практикой реабилитационных мероприятий. Однако исследования показывают, что повышение эффективно-сти коррекционно-логопедической работы по преодолению дизартрии у детей с ДЦП может быть достигнуто реализацией логопедической ритмики как коррек-ционно-педагогической интегративной патогенетической методики, стимули-рующей интенсивное формирование гностико-психомоторных функций, музыкально-ритмических способностей, мотивационной сферы и речи в игро-вой деятельности. Коррекцию дизонтогенетических нарушений возможно осуществлять средствами логопедической ритмики на основе нейропсихологи-ческого подхода за счет нормализации межанализаторных взаимодействий и создания оптимальных педагогических условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций. Можно предположить, что коррекционно-развивающий потенциал логопедической ритмики увеличивается путем интенсивного развития музы-кально-ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.

Несмотря на более чем столетний период изучения дизартрии у детей с ДЦП и достаточно плодотворные методы коррекции этого сложного речевого дефекта, реабилитация и воспитание детей в силу тяжести и распространенно-сти этой неврологической патологии продолжает оставаться крайне трудоем-ким и малоэффективным процессом. Специализированные интегральные пси-холого-педагогические способы коррекции этого вида дизонтогенеза с позиций высокоинформативного нейропсихологического подхода отсутствуют, имеются лишь отдельные публикации по исследованию речевого дефекта в этом аспек-те.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. К вопросу об особенностях психомоторики, речи и музыкально-ритмических способностей у дошкольников с детским церебральным параличом // Забо-левания и повреждения опорно-двигательного аппарата у детей.- Л., 1989.

2. Логопедическая ритмика в коррекционной работе по устранению дизартрии // Нарушения речи. Методы изучения и коррекции. - СПб.: Образование, 1993.

3. О нарушениях письма и чтения у младших школьников с вялыми паралича-ми плечевого сплетения типа Эрба // Учебно-воспитательный процесс в реа-билитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - Л.: Про-свещение,1987.

4. О формирования чувства ритма в процессе логоритмического воздействия при устранении дизартрии у детей // Методы изучения и преодоления рече-вых расстройств. - СПб.: Образование, 1994.

5. Основные направления логоритмической работы при устранении дизартрии у детей. // Психолого-педагогические основы коррекционной работы с ано-мальными детьми. -Л., 1991.

6. Основные направления формирования музыкального мышления на логорит-мических занятиях у дошкольников // Актуальные проблемы обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями развития: Тезисы междуна-родного семинара. - СПб.: Образование, 1995.

7. Особенности музыкально-ритмических способностей у детей с дизартрией. // Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельно-сти аномальных детей. – М.: АПН СССР, 1990.

8. Речевые нарушения в медико-педагогической реабилитации детей с цереб-ральным параличом в условиях ортопедо-хирургического стационара //Учебно-воспитательный процесс в реабилитации детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата.- Л.: Просвещение, 1987

Похожие работы на данную тему