Современные программы музыкального воспитания в общеобразовательной школе

Название работы: Современные программы музыкального воспитания в общеобразовательной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

57 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение ……………………………………………………………….. 3 стр.

I. Теоретические основы музыкального воспитания

в общеобразовательной школе.

1.1. Развитие музыкального воспитания в истории

отечественной педагогики …………………………….……... 5 стр.

1.2. Цели и задачи музыкального воспитания в общеобра-

зовательной школе …………………………………………... 13 стр.

1.3. Традиционная программа музыкального воспитания

Д. Б. Кабалевского……………………………………………. 20 стр.

Выводы по I главе …………………………………………………. 25 стр.

II. Современные подходы к музыкальному воспитанию

в общеобразовательной школе.

2.1. Программа под редакцией В. В. Алеева,

Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак………………………………… 26 стр.

2.2. Комплексное эстетическое воспитание в программе

под редакцией Н. А. Терентьева ……………………………. 32 стр.

2.3. Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева,

Т. С. Шмагина…………………………………………………41 стр.

2.4. «Музыкальное искусство» В. О. Усачева,

Л. В Школяр, В.А. Школяр ………………………………… 47 стр.

Выводы по II главе ………………………………………………… 52 стр.

Заключение …………………………………………………………... 53 стр.

Литература ……………………………………………………. ……...55 стр.

Выдержка:

Введение.

Основная цель современного общего образования – воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство».

В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации образовательная область «Искусство» включает изобразительное и музыкальное искусство.

В настоящее время требования к образованию постоянно возрастают, поэтому меняются приоритеты в системе образования: появляются новые типы школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства). Традиционные программы дополняются альтернативными авторскими программами.

В целях сохранения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации разработан и утвержден приказом Минобразования России обязательный минимум содержания начального общего образования, где в числе других определено содержание образовательной области «Искусство». Современное художественное образование решает задачи воспитания художественно – образного познания мира и чувства единства с ним, формирует культуру чувств, гуманистического воспитания и духовно – нравственного развития, усвоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего.

В начальной школе музыкальное воспитание осуществляется на уроках музыки и во внеклассной музыкальной работе. На основе обязательного минимума разработаны примерные программы по музыкальному воспитанию.

Главной программой явилась программа, созданная под научным руководством Д. Б. Кабалевского. Она стала «фундаментом» для создания новых программ. К данной программе позднее была разработана программа для первого класса четырехлетней начальной школы, авторы И. В. Кадобнова, В. О. Усачева, Л. В. Школяр.

Авторы современных программ В. В. Алеев, Н. А. Терентьев, Е. Д. Критская, В. О. Усачев в основу своих программ положили главные идеи художественно – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского

ГЛАВА I I. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К

МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1. Программа под редакцией В. В. Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак.

Программа разработана на основе обязательного минимума содержания начального общего образования с опорой на предметные программы начального общего образования.

Авторы данной программы во многом учли позитивные традиции в области музыкально – эстетического образования школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Преимущественной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Цель данной программы заключается в формировании основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

[39. 3].

Задачи заключаются в следующем:

• Прививать любовь и уважение к музыке как предмету искусства.

• Научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека.

• Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

• Привить основы художественного вкуса.

• Научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства

( в первую очередь литературой и изобразительным искусством).

• Обучать основам музыкальной грамоты.

• Сформировать потребность в общении с музыкой.

Литература:

1. Абдуллин Э. Б. Новая программа по музыке. // Начальная школа, 1979, - № 11.

2. Агапова И. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. – М., 2002.

3. Алеев В. В. Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. – М., 2003.

4. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М., 2000.

5. Арчажникова Л. Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

6. Афонина Г. М. Педагогика. Ростов – на – Дону, 2002.

7. Безбородова Л. А. Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. – М., 2002.

8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для ВУЗов. – С. П., 2001.

9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.

10. Вопросы методики музыкального воспитания детей. – М., 1975.

11. Вопросы музыкального воспитания. Сборник статей. / Под ред. Яковлева – С., 1969.

12. Воспитание музыкой: из опыта работы. / Сост. Вендрова., М., - 1991.

13. Горюнова Л. В. На пути к педагогике искусства.// Музыка в школе. – М., 1985 №2.

14. Готсдинер А. П. Музыкальная психология. – М., 1984.

15. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1989.

16. Долманова Н. Н. Музыкальное воспитание детей 9 – 12 лет. – М., 2003.

17. Кабалевский Д. Б. Порекрасное пробуждает доброе. – М., 1973.

18. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. – М., 1972.

19. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. / Сост. В. И. Викторов. – М., 1981.

20. Карпель С. А. Тематизм внеурочной работы по музыке.//Музыка в школе. – М., 2001 №2.

21. Краткий психологический словарь. / Сост. Карпенко – М., 1985.

22. Киященко Н. И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания.

// Эстетическое воспитание: Теория и практика. – М., 1990.

23. Колтунова И. А. Формирование духовности средствами музыки.

// Начальная школа, 2002, №4.

24. Кулаковский Л. Музыка как искусства. – М., 1960.

25. Леонтьева М. Р. Образовательная область ИСКУССТВО в четырехлетней начальной школе. // Начальная школа, 2002, №8.

26. Методологические проблемы музыкознания. Сборник статей. – М., 1987.

27. Музыка – детям./ Сост. Михеева. – Л., 1975. Вып. 2.

28. Музыкальное воспитание в школе. /Сост. Апрахина – М., 1975.

Вып. 10.

29. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

30. Музыкальное воспитание ребенка в контексте учения и сохранения народных традиций. // Начальная школа, 2000, №7.

31. Мухина В. С. Детская психология. – М., 1988.

32. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального воспитания. – М., 1972.

33. Оболенская Е. Ф. Готовим учителя музыки в школе. // Начальная школа, 1999, №3.

34. Осенеева М. С. Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников. М., 2001.

35. Основы эстетического воспитания. / Под редакцией Кушаева. – М., 1986.

36. Петрушин В. И. Музыкальная психология. – М., 1997.

Похожие работы на данную тему