Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения информатике

Название работы: Интегрированный урок как средство осуществления межпредметных связей в процессе обучения информатике

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

73 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Оглавление

Введение 3

Глава I. Осуществление межпредметных связей как педагогическая проблема 6

1.1. Развитие проблемы в педагогической теории и практике 6

1.2. Сущность межпредметных связей 11

1.3. Психолого-педагогические основы осуществления межпредметных связей 17

1.4. Межпредметные связи в процессе обучения информатике 23

Глава II. Осуществление межпредметных связей в процессе обучения информатике посредством интегрированных уроков 27

2.1. Реализация интегративной модели обучения 27

2.2. Технология организации и проведения интегрированного урока 37

2.3. Интегрированный урок в процессе обучения информатике 44

Заключение 49

Библиографический список 51

Приложения 56

Выдержка:

Введение

Проблема межпредметных связей приобрела принципиально важное социально-педагогическое значение в свете задач всестороннего развития личности учащихся на базе общего среднего образования.

Актуальность данной проблемы обусловлена изменениями в сфере науки и производства, которые вызывают необходимость изменений обучения подрастающего поколения.

Современная наука и производство развиваются по линии одновременной специализации и интеграции. Наиболее существенные научные открытия и технические достижения рождаются в области смежных областей, когда идеи и методы различных наук применяются для решения комплексных задач науки и практики.

Для решения важнейших проблем современности необходимы совместные усилия специалистов разного профиля, и умения каждого специалиста видеть и решать свои вопросы с позиции общих задач.

Возникает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в деятельности, связанной с профессией.

В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умение видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений.

Реализация межпредметных связей дает возможность экономнее во времени определить структуру учебного плана, программ, учебников, что способствует рационализации учебного процесса в целом.

Все отрасли современной науки тесно связаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

Межпредметные связи являются дидактическим условием и средством глубокого и всестороннего усвоения основ наук в школе. Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении материала, экономит время и создает благоприятные условия для формирования умений и навыков учащихся.

С помощью межпредметных связей не только решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Средства реализации межпредметных связей могут быть различны: вопросы, на¬глядные пособия, тексты, проблемные ситуации и познавательные задачи, конференции, «интегрированные» учебные дни, факультативные занятия и олимпиады.

Особенно эффективным средством реализации межпредметных связей является интегрированный урок.

Интегрированным урокам присущ значительный образовательный и воспитательный потенциал.

Но для использования таких уроков в процессе обучения требуется разработка технологии, по которой они будут организовываться и проводиться, анализ возможностей интеграции одного учебного предмета, в частности информатики с другими предметами.

С учетом всего вышесказанного и представляется актуальность выбора темы исследования данной выпускной квалификационной работы.

Объектом исследования является процесс обучения информатике с учетом межпредметных связей.

Предметом нашего исследования является интегрированный урок в процессе обучения информатике.

Цель исследования: обосновать роль интегрированного урока в осуществлении межпредметных связей и разработать интегрированные уроки для процесса обучения информатике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.

2. Выявить сущность межпредметных связей и психолого-педагогические основы их осуществления.

3. Рассмотреть технологию организации и проведения интегрированного урока.

4. Разработать интегрированные уроки информатики и экономики, информатики и трудового обучения, информатики и русского языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы проведенного исследования могут быть использованы в дальнейшем для совершенствования процесса обучения.

Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Интегративная модель обучения представляет собой некое иерархическое дерево. Стволом этого дерева является собственно процесс интеграции знаний; ветвями — методологические предпосылки процесса интеграции учебных дисциплин, принципы организации интеграционного преподавания, линии интеграции как законы объединения, педагогические условия и методы как стороны процесса интеграции; кроной, завершающей ствол — материализация указанных положений в конкретной интегрированной форме — курсе изучаемых дисциплин в их междисциплинарной интеграции.

Библиографический список

1. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1982. – 287 с.

2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2003. – 159 с.

3. Верзилин Н.М. Проблемы развития понятий в процессе обучения. // Советская педагогика. – 1966. – №12. – с. 72-76.

4. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Том 1. – М.: Учпедгиз, 1940. – 289 с.

5. Горский С.С. Межпредметные связи в теме «Электронные таблицы». // Информатика. – 2000. – №16. – с. 21-27.

6. Гутовская Г.В. Использование Excel для решения финансово-экономических задач. // Информатика и образование. – 2003. – №3. – с. 15-21.

7. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов.// Советская педагогика. – 1985. – №9. – c. 98-101.

8. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения.– М.: Учпедгиз, 1956. – 374 с.

9. Зверев И.Д. Взаимная связь учебных предметов. – М.: «Знания», 1977. – 64 с.

10. Зверев И.Д. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 159 с.

11. Качалова Л.П. Теория и практика интеграции психолого-педагогических знаний будущего учителя. – Шадринск: Исеть, 1999. – 172 с.

12. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Шадринск, 2001. – 220 с.

13. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Том 1. – М.: Учпедгиз, 1939. – 320 с.

14. Компьютерная графика. // Информатика. – 2003. – №15. – с. 8-10.

15. Криницкий Н.А. Алгоритмы вокруг нас. – 2-е издание. – М.: Наука, 1984. – 234 с.

16. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1965. – 695 с.

17. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 96 с.

18. Кулагин П.Г. Методологические основы межпредметных связей. // Вечерняя средняя школа. – 1987. – №6. – с. 34-35.

19. Кэмпбелл Мари. Excel. – М.: Бином, 1996. – 384 с.

20. Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2001. – 624 с.

21. Левина М.М. Межпредметные связи как дидактическая проблема и некоторые аспекты ее исследования. // Советская педагогика. –1972. – №8. – c. 135-140.

22. Локк Дж. Педагогические сочинения. Перевод с английского Ю. М. Давидсона. – М.: Учпедгиз, 1939. – 320 с.

23. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 143 с.

24. Масленникова О.Н., Гаврилова Н.Е. Интегрированный курс декоративно-прикладного искусства и информационных технологий. // Информатика и образование. – 2001. – №5. – с. 75-80.

25. Пайгусов А.И. Методика интегрированного урока. // Методист. – 2003. – №6. – с. 52-54.

26. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения в 3-х томах. Том 2. – М.: АПН РСФСР, 1963. – 563 с.

27. Пирогова Т.Ф. Методика преподавания информатики. Часть 1. Учебное пособие для вузов. – Шадринск: издательство ШГПИ, 1999. – 121 с.

28. Пирогова Т.Ф. Методика преподавания информатики. Часть 2. Учебное пособие для вузов. – Шадринск: издательство ШГПИ, 2000. – 70 с.

29. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: Большая российская энциклопедия. Том 1. А – М, 1999. – 447 с.

30. Порев В.Н. Компьютерная графика. – СПб.: БВХ. Питер, 2002. – 432 с.

31. Разинкина Е.М. Курс по основам компьютерной графики.// Информатика и образование. – 2003. – №3. – с. 2-5.

32. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: Пробный учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 208 с.

33. Резников Л.И. Научно-педагогические основы построения курса физики. // Советская педагогика. – 1966. – №9. – с.44-46.

34. Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 1989. – 272 с.

35. Сайков Б.П. Формулы и функции в Excel. // Информатика и образование. – 2001. – №2. – с. 22-28.

36. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1962. – 504 с.

37. Сборник задач по экономике: Учебное пособие / Ответственный редактор Ю.Е. Власьевич. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 273 с.

38. Северова Т.С. Интеграция информатики с другими учебными предметами в художественно-графическом классе. // Информатика и образование. – 2005. – №9. – с. 77-79.

39. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие. – М.: Лаборатория базовых знаний, – 2000. – 504 с.

40. Скаткин Н.М. О тесной связи обучения с производительным трудом. // Школа и производство. – 1960. – №5. – с.61-63.

41. Степанов А.Н. Информатика: Учебник для вузов. – 4-е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 684 с.

42. Усова А.В., Антропова Н.С. Связь преподавания физики в школе с сельскохозяйственным производством. – М.: Просвещение, 1965. – 140 с.

43. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – М.: Просвещение, 1968. – 557 с.

44. Уэйнманн Э. Photoshop 7.0. для Windows: Перевод с английского. – М.: ДМК Пресс, 2003. – 752 с.

45. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в проектах программ средней общеобразовательной школы. // Советская педагогика. – 1979. – №8. – с. 70-74.

46. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи и познавательный интерес в обучении. // Народное образование. –1988. – №9. – с. 70-72.

47. Федорова В.Н., Кирюшкин Д.Н. Межпредметные связи // Народное образование. –1979. – №5. – с. 60-64.

48. Фридланд А.Я. Понятие «алгоритм» и метод его ведения при изучении информатике. // Педагогическая информатика. – 2002. – №3. – с. 66-76.

49. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические произведения. – М.: Педагогика, 1983. – 335 с.

50. Экономический словарь / Под редакцией А.И. Архипова. – М.: Проспект, 2004. – 624 с.

Похожие работы на данную тему