Создание художественного образа в портрете как средство развития творческого мышления учащихся

Название работы: Создание художественного образа в портрете как средство развития творческого мышления учащихся

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

Введение………………………………………………………….

1 Психолого – педагогические аспекты развития

творческого мышления на занятиях

изобразительным искусством……………………………….

1.1 Творческое мышление как объект педагогического

исследования…………………………………………………

1.2 Развитие творческого мышления учащихся

в педагогическом процессе………………………………….

1.3 Специфика развития творческого мышления на занятиях

изобразительным искусством………………………………

2 Обучение учащихся созданию художественного

образа в портрете…………………………………………….

2.1 Анализ программ и методической литературы…………….

2.2 Рабочая программа для школ искусств

на основе сравнительного анализа

министерских программ……………………………………..

2.3 Методика обучения учащихся созданию художественного

образа в школе искусств………………………………………

2.4 Экспериментальное исследование…………………………..

3 Портрет современников во времени…………………………

3.1 История портрета……………………………………………..

3.2 Технические приемы работы

над живописным портретом…………………………………….

3.3 Творческий поиск…………………………………………….

Заключение……………………………………………………….

Литература………………………………………………………..

Приложение

Выдержка:

Введение

Первостепенное внимание в разработке данной темы уделяется освещению таких важных ключевых для художественного творчества проблем, как восприятие, отражение и творчество, соотношение объективного и субъективного в искусстве, воспитание творческой личности.

Необходимость данной работы обусловлена недостаточной разработанностью названых проблем, особенно в области портретной живописи. Отсюда возникла необходимость раскрыть ее творческую природу, которая играет роль катализатора в процессе.

В этой дипломной работе предоставлены конспекты уроков, где предложена поэтапная подготовка детей к созданию собственной композиции. Назначение которой помочь учащимся в вопросах формирования художественного образа, в постановке и решении изобразительно-выразительных задач.

Приобретение практических навыков в области рисунка, живописи и композиции – процесс интересный и сложный, связанный с развитием таких качеств как наблюдательность, зрительная память, чувство формы, линии, цвета. Овладение выразительными средствами требует также повышенного внимания, сосредоточенности, упорства и трудолюбия. Силу воли и стойкость характера начинающему художнику приходится проявлять на уроках, где каждое учебное задание является новым испытанием.

Преодолеть трудности возникающие на первых порах обучения основам изобразительного искусства, помогает влюбленность в свое дело, радость соприкосновения с искусством, гордость за первые успехи.

Задача –развитие этих качеств у учащихся полностью ложится на плечи преподавателя от которого зависит их заинтересованность в данном процессе.

Глава 2 Обучение учащихся созданию

художественного образа в портрете

2.1 Анализ программ и методической литературы

Учебный предмет «Изобразительное искусство» включает основы всех зрительных видов искусств: живописи, графики, скульптуры, народного декоративно-прикладного искусства, дизайна и архитектуры. Основные виды деятельности – практическая художественная деятельность учащихся, эстетическое восприятие действительности и искусства.

Занятия изобразительным искусством развивают чуткость и остроту восприятия окружающей действительности, чувство красоты мира, воображение и образное мышление, способности умение выразить свой замысел в зримом художественном образе, дают навыки изобразительной, конструктивной, художетвенно-прикладной деятельности, владение языком различных искусств.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство» опирается также на психолого-физиологические возрастные особенности учащихся, которые нужно учитывать на разных периодах обучения, имея в виду эти особенности пи определении воспитательных и образовательных задач.

Предмет «Композиция» - ведущая дисциплина на художественном отделении школы искусств. Она помогает формированию творческого мировоззрения и развивает художественное, образное мышление, прививает умение видеть и понимать жизненные явления, помогает выявлению и развитию их художественного видения, что является важнейшими задачами обучения.

Цель занятий композицией состоит в том , чтобы научить понимать язык искусств, а через него и его суть.

В общении с искусством у учащихся развивается образное восприятие мира, формируется мировоззрение, обостряется ощущение красоты природы, человеческих отношений. Происходит духовное, нравственное, эстетическое развитие человека.

«Композиции» принадлежит одна из главенствующих ролей потому, что именно этот предмет непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, т.е. без чего не может состояться художник, каким бы мастерством рисовальщика или живописца он не обладал.

Предмет «Композиция» требует от преподавателя постоянных поисков нового в методике преподавания. Она должна быть гибкой и строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

В работе над композицией необходимо знакомить учащихся с разнообразием техник исполнения, материалами, что также способствует повышению интереса к процессу изображения и развитию творческой активности.

Преподавание композиции связано со всей практической работой по рисунку и живописи.

Работа по композиции ведется с 1 по 4 класс с постоянным нарастанием сложности заданий.

Есть несколько министерских программ по композиции для школ искусств, на примере которых можно проанализировать задания, связанные с темой «Создание художественного образа в портрете».

Министерская программа по станковой композиции для художественных отделений школ искусств под ред. А.А.Дмитриевой

Большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это будет способствовать раскрытию поэтического восприятия окружающей жизни, воспитывая ребенка практические умения должны опираться на теоретические знания. Учащихся следует ознакомить с основами теории искусства, основами перспективы, цветоведения и пластической анатомии. Основы технологии живописных материалов полезно изучить, знакомя учащихся с классическими произведениями.

Необходимо обучать учащихся анализировать свои работы, развивая критическое отношение, постоянно сравнивая работу с натурой. Желательно чаще проводить обсуждение, анализ выполненных как классических, так и домашних работ.

В первом классе 1. «Автопортрет с друзьями» - 8 часов

Во втором классе 1. «Композиционные портреты по профессиям» - 6 часов

В третьем классе 1. «Композиционный групповой портрет» - 8 часов

2. «Композиционный портрет по профессиям» - 6 часов

В четвертом классе 1. «Композиционный портрет по профессиям» - 16 часов

Министерская программа по станковой композиции для художественных отделений школ искусств под ред. А.И.Дубинской

Список литературы

1.Аксенова М.Н. Энциклопедия «Аванта +», М. 1999

2.Абрамова Г.С. Возрастная композиция: Уч. пособ.для студентов вузов. М., 1997

3. Азаров Ю.Л. Искусство воспитывать. М., 1985

4.Александров В.Н. История русского искусства Просвещение, Харвест 2004

5.Бабанский Ю.Н. Методы обучения в современной школе. М., 1985

6.Бойко Е.И. К постановке проблемы умений и навыков в современной психологии. //Советская педагогика. № 1, 1970.

7.Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994. 8.Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С.

Собр.соч. Т.2 М., 1982

9.Гершензон-Чегодаева Н.М. Нидерландский портрет 15в. Его истоки и судьба М, 1968

10.Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995 г.

11.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М., 1981.

12.Золотов Ю.З. Французский портрет 18в. Просвещение, М. 1968

13.Зубарева Н.М. Дети и изоискусство. –М., 1969.

14.Игнатьев Е.И. Психология изодеятельности детей. –М., 1961

15.Ильенко Л.П. интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.// Начальная школа№1 1997

16.Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991

17.Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1977

18.Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. – М., 1968

19.Крушинский Л.В. Биологические основыф рассудочной деятельности.

М., 1977

20. Козырева Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994

21.ЛазаревВ.Н. Портрет в европейском искусстве 17 в.

Просвещение, М.-Л. 1937

22.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М., 1981

23.Лилов А.М. Природа художественного творчества. – М., 1981

24.Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов

педагогических институтов. М.: Просвещение, 1971

25.Лямина Н.В, Интегрированные уроки – одно из средств привития

интереса к учебным предметам.// Начальная школа№11 1995

26.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию.

/Под ред. Н,П, Сокулиной и Т.С. Комаровой. – М., 1981

27.Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии М, 1997

28.Новицкий А.С. Парсунное письмо в Московской Руси «Старые годы», М., 1909

29.Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве 17 в. Искусство, М., 1955

30.Ольмедо С.Г. Как писать пастелью «Аврора» С.-П., 1996

31.Паррамон Х.М. Как рисовать «Аврора» С.-П., 1996

32.Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Изд. «Наука» 1976

33.Подласый И.П. Педагогика Уч. для студентов педагогических вызов М.,

Владос 1999

34.Родари Д.С. Грамматика фантазии. – М., 1978

35.Рошаль Г.Л. Тетр в жизни. Сб. «Эстетическое воспитание в семье». – М.:

Искусство, 1963

36.Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе.//

Начальная школа№11 1994

37.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.

Популярное пособие для родителей и педагогов /Составители М.В. Душин,

В.Н. Куров. – Ярославль: Академия развития, 1997

38.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его

преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие – М.: Изд. «Академия», 1999

39.Шорохов Е.В. Основы композиции. – М.: Просвещение, 1979

40.Эльконин А.Б. детская психология. – М.: Просвещение, 1960

41. Якобсон П.М. Психология чувств – М., 1965

Похожие работы на данную тему