Развитие познавательных способностей младших школьников

Название работы: Развитие познавательных способностей младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

61 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….

Глава 1 Психолого-педагогический аспект развития познавательных способностей младших школьников в процессе обучения………………………….

§1.Понятие и сущность познавательных способностей.……………………..

§2. Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе. ……………………………………………………………….

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….

Глава 2 Методика организации обучения на уроках математики в начальной школе для развития познавательных способностей младших школьников

§1. Общие методы и приемы развития познавательных способностей на уроках математики………………………………………………………………..

§2. Рекомендации к проведению эксперимента для выявления влияния организации обучения математике на развитие познавательных способностей младших школьников……………………………………………………………,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Выводы по 2 главе……………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………………………

Литература……………………………………………………………………….

Выдержка:

Введение

Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных ученых Немов Р.С., Бадмаев Б. и так далее. Однако в практической работе учителей начальной школы сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны. Как известно, способности, в том числе и познавательных, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

По словам замечательного педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества. Развитие способностей – важнейшая задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. По данным психических исследований наибольший сдвиг в развитии ребенка происходит на первом году обучения. Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникает и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте. Далее темпы умственного развития учащихся замедляется, а интерес к учебе падает вследствие недостаточного внимания к развивающей стороне обучения. Школьные уроки нацелены на прохождение программы, а не на развитие познавательных способностей детей [24; с.214].Отсутствие познавательных способностей проявляется в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, интерпретация материалов первоисточников и т.п.

§2. Развитие познавательных способностей на уроках математики в начальной школе

Проблема развития математических способностей детей — одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем обучения математике в начальных классах. Крайняя разнородность взглядов на само понятие математические способности обусловливает отсутствие сколько-нибудь концептуально обоснованных методик, что в свою очередь порождает сложности в работе учителей. Возможно, именно поэтому не только среди родителей, но и среди учителей распространено мнение: математические способности либо даны, либо не даны. И тут уж ничего не поделаешь.

Способности к тому или иному виду деятельности обусловлены индивидуальными различиями психики человека, в основе которых лежат генетические комбинации биологических (нейрофизиологических) компонентов. Однако на сегодня нет доказательств того, что те или иные свойства нервных тканей напрямую влияют на проявление или отсутствие тех или иных способностей. Более того, целенаправленная компенсация неблагоприятных природных задатков может привести к формированию личности, обладающей ярко выраженными способностями, чему в истории немало примеров. Математические способности относятся к группе так называемых специальных способностей. Для их проявления и дальнейшего развития требуются усвоение определенного запаса знаний и наличие определенных умений, в том числе и умений, применять имеющиеся знания в мыслительной деятельности.

Для развития познавательных способностей у младших школьников, учитель должен обладать педагогическими способностями.

Способности педагогические – обобщенная совокупность таких индивидуально-психологических способностей и профессионально значимых качеств учителя, которые обеспечивают достижение высоких результатов в педагогической деятельности.

Список литературы

1. Белошистая А.В. Развитие математических способностей школьника как методическая проблема // Начальная школа 2003. №1. с.44-51

2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения, М.- 1986г.

3. Тестов В.А., Л.Д. Уханова Развитие познавательных способностей у школьников в условиях уровневой дифференциации. // Начальная школа 1999. -№2 с.32-41

4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников – М., 1968г. с 433.

5. Немов Р.С. Психология кн.1. М., Владос 1998. с. 688, 374-377, 388-391.

6. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя кн.1. М., Владос, 2000 – с.168-171

7. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. // Начальная школа 1992г. - №9 с.15-17.

8. Шмырева Т.Г., Нестерович С.М. Развитие познавательных интересов учащихся на уроках математики. // Начальная школа 2003. №2 с 118-121.

9. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках математики. // Начальная школа 1999г. - №8 с.36-37.

10. Волкова С.И. Столярова Н.И. Развитие детей на уроках математики 2 класс (1-4) // Начальная школа – 1991 - №7.с 19-25.

11. Волкова С.И. Столярова Н.И. Развитие детей на уроках математики 3 класс (1-4) // Начальная школа – 1992 - №7(8). с 27-32.

12. Волкова С.И. Столярова Н.И. Развитие детей на уроках математики 4 класс (1-4) // Начальная школа – 1993 - №8.с 29-36.

13. Общая психология / Рогов Е.И. – М, 1995.

14. Салмина Л.Г. Знак и символ в обучении. – М., 1988.

15. Словарь психология / А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. – 1990.

16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988.

17. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И.М. Ламшера, А.К. Макровой, - М., 1982.

18. Зиновьева В.Н. Подготовка учителя к использованию познавательных заданий историкоматематического характера./Нач.шк. – 2002 г. - №4 с.102-105.

19. Лебедева Л.Л. Для развития познавательной активности. Задачи для 2-3 кл. / Нач.шк. – 1988 г. - №6 с.37-40.

20. Камышников В.Н. Активизация познавательной деятельности - /Нач.шк. – 2001

21. Абдульханова – Славская К.А. Деятельность и психология личности – М.: Наука, 1980. – 953 с. (с.900 – 940).

22. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сот. Ю.К. Бабанский – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

23. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997. – 78-81 с.

24. Подласый И.П. – Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. – М.: Владос, 1999. – кн.1: Общие основы. Процесс обучения – 212 – 220.

25. Прядехо А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся. // Педагогика – 2002 - №3.

26. Топлов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии – М., 1981 – с.32.

27. Колягин Ю.М. Учись решать задачи. – М., 1979 г., с. 52 – 57.

28. Зайцев В.В. Математика для младших школьников: Методическое пособие для учителей и родителей. – М.: Владос, 2001 г.

29. Шадриков В.Д. О структуре познавательных способностей // Психологический журнал. 1985. т.6.№3.

30. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие ч.1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М., 1995 г., с.12 -21.

31. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981 г. – с. 4 – 11.

32. Назаретова А.В. Что такое креативность и как её развить на уроках // Творческий рост учителя в развивающем обучении: сб. ст. – Калининград, лицей № 49, 1999., с. 25 – 30.

33. Винокурова Н.К. Развития творческих способностей учащихся. – М., 1999., с.36 – 40.

34. Борзова В.А. Развитие познавательных способностей у детей. – Самара, 1994., с.42 – 53.

35. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997., с.64 – 71.

36. Петренко А.В. Задания для активизации познавательных способностей. // Начальная школа: плюс – минус. 2000., №3.

37. Доровской А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., 1998.

38. Взаимосвязь познавательной и социальной активности младших школьников: Межвузовский сборник научных трудов. – М: ШГПИ им. В.И. Ленина, 1987.

39. Выгодский Л.С. Проблема обучения и развития в школьном возрасте: избранные психологические исследования. – М., 1956.

40. Груденев Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математики. – М.: Педагогика, 1987.

41. Из опыта преподавания математики в школе. Пособия для учителей / сост. Семушкин А.Д. – М.: Просвещение, 1978.

42. Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981.

43. Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математике в школе. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

44. Педагогика. Учебное пособие./ Под. редакцией Д.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2000 г.

45. Повышение эффективности обучения математике в школе. Книга для учителя: Из опыта работы. / сост. Г.Д. Гляйзер – М.: Просвещение, 1989.

46. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. – М.: Просвещение, 2000, с.88 – 92.

47. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студентов пед. вузов. – М.: Владос, 1999.

48. Подласый И.П. Педагогика: сто вопросов – сто ответов. – М.; 2001, с. 71-94.

49. Современные проблемы методики преподавания математики. Сборник статей. Уч. пособие. Составил Н.С. Антонов, В.А. Гусев – М.: Просвещение, 1985.

50. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. – М.: Просвещение, 1991.

51. Савкуева В.Ю. Личность. Индивидуальность. Развитие. // Нач. школа – 2003. - №7, с.102 – 103.

Похожие работы на данную тему