Развитие памяти и мышления младших школьников на уроках русского языка

Название работы: Развитие памяти и мышления младших школьников на уроках русского языка

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

87 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 7

1.1. История проблемы развития памяти и мышления учащихся 7

1.2. Психолого-педагогические основы развития памяти и мышления младших школьников 10

1.3. Лингвистические основы изучения русского языка 15

ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 19

2.1. Методы и приемы развития памяти и мышления учащихся на уроках русского языка 19

2.2. Развитие памяти и мышления учащихся в современном учебнике русского языка 28

2.3. Упражнения, развивающие память и мышление младших школьников 30

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 47

3.1. Изучение уровня развития памяти и мышления 47

3.2. Экспериментальная работа по развитию памяти и мышления учащихся на уроках русского языка 53

3.3. Выяснение результативности проведенной работы 62

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72

ЛИТЕРАТУРА 74

ПРИЛОЖЕНИЕ 79

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Для современной школы исключительно важной является проблема развития познавательных способностей учащихся. Способности, в том числе и познавательные, не только проявляются, но формируются и развиваются в процессе деятельности. Учебная деятельность младших школьников создает большие возможности для становления психических качеств, которые могут составить основу тех или других способностей.

Одной из основ развивающего обучения является такой вид интеллектуального развития, как развитие памяти и мышления младших школьников.

Большой вклад в изучение и развитие познавательных процессов внесли и такие ученые, как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С.Сахаров, А.Н. Соколов, Ж Пиаже, С.Л. Рубинштейн и др. Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок не овладевает приемами запоминания и мыслительной деятельности в младших классах школы, то в средних он обычно переходит в разряд неуспевающих.

Роль предмета «русский язык» в духовном, нравственном, эмоциональном и интеллекту¬альном развитии ребенка, в формировании его познавательной активности, в становлении умения читать, слушать, говорить и писать ни у кого не вызывает сомнения. Хорошо извест¬но, что от уровня владения языком и речью во многом зависит как успешность освоения дру¬гих учебных дисциплин, так и в целом умение свободно общаться в различных речевых ситу¬ациях.

На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех учащихся познавательные процессы развиты на достаточно высоком уровне. Развитие познавательных процессов время от времени эффективных результатов не даст. Необходимо систематическое развитие памяти и мышления учащихся, в том числе и на уроках русского языка.

Исходя из этого, перед учителем начальных классов и на уроках русского языка стоит задача целенаправленного развития таких познавательных процессов детей, как памяти и мышления.

Сказанное выше позволяет считать избранную нами тему курсовой работы: «Развитие памяти и мышления учащихся на уроках русского языка» актуальной.

Объектом исследования является процесс развития познавательных способностей младших школьников.

Предмет исследования – развитие памяти и мышления учащихся на уроках русского языка.

Цель исследования – изучить уровень развития памяти и мышления младших школьников и провести работу по их развитию на уроках русского языка.

Гипотеза: мы предполагаем, что при целенаправленной, систематической работе по развитию памяти и мышления на уроках русского языка большинство учащихся будут иметь более высокие уровни их развития.

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

3.1. Изучение уровня развития памяти и мышления

Констатирующий этап

База исследования. В качестве испытуемых были выбраны ученики 2 «В» класса МОУ Борисоглебская СОШ № 5. Количество испытуемых - 19 человек.

Исследование было проведено с помощью специально отобранных методик: «Исследование памяти с помощью заучивания десяти слов» (А.Р. Лурии) и «Перепутанные пословицы» (Роднянской Г.В.).

Методика «Исследование памяти с помощью заучивания десяти слов» (А.Р. Лурия)

Цель: исследование процессов памяти: запоминания, сохранения и воспроизведения.

Стимульный материал. Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление которого не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.

Примеры набора слов

1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.

2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.

Порядок работы. Испытуемому дается инструкция: «Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В прото¬коле он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.)

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

2. Артюхова И. Учеба со смыслом //Начальная школа. – 2002. - № 27.

3. Асеев В.Г. Возрастная психология. – Иркутск, 1984.

4. Аткинсон В.В. Память и забота о ней. – Сталкер, 1998.

5. Бакулина Г.А. Использование интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русс кого языка //Начальная школа. - 2003. - №1.

6. Бахтигареева В.М. Развиваем память младших школьников //Начальная школа.-2004.- № 10. - С. 78.

7. Богданова Т.Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: Роспедагенство, 1994.

8. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Педагогика, 1979.

9. Блонский П. П. Педология. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

10. Бурбушева Г.Н.Упражнения для первоклассников по развитию памяти и речи //Начальная школа Плюс до и после. – 2001. - № 5.

11. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественно¬го языка. – Л., 1941.

12. Васильев С.А. Философский анализ гипоте¬зы лингвистической относительности. – Киев: Наукова думка, 1974.

13. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т., – СПб.:Изд-во Ленинградсткого университета, Т. 3. 1981.

14. Возрастная и педагогическая психология: тексты /Под ред. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Московского университета, 1992.

15. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Академия, 1994.

16. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

17. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.

19. Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание сочинений в 6 т. -Т.2. – М., 1982.

Похожие работы на данную тему