Проблемы личностного развития на этапе раннего юношеского возраста и пути их преодоления

Название работы: Проблемы личностного развития на этапе раннего юношеского возраста и пути их преодоления

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

84 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1. Психологическое содержание и проблемы

личностного развития в раннем юношеском возрасте 7

1.1. Психологические характеристики раннего юношеского возраста 7

1.2. Проблемы личностного развития в раннем юношеском возрасте 20

Выводы 31

Глава 2. Психологические условия преодоления проблем личностного развития в раннем юношеском возрасте 33

2.1. Программа занятий по преодолению проблем

личностного развития 33

2.2. Результаты формирующего эксперимента 48

2.3. Особенности личностного развития в раннем

юношеском возрасте в процессе обучения 58

Выводы 65

Заключение 67

Литература 71

Приложения 78

Выдержка:

Введение

Актуальность исследования. В современной психологии существует множество определений и теорий личности, тем не менее можно выделить два подхода к пониманию развития личности в онтогенезе. Так, одни иссле-дователи считают, что говорить о личности можно только тогда, когда чело-век достиг определённого, достаточно высокого уровня психического развития. При этом главным критерием того, что он действительно стал лич-ностью, является его способность произвольно изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами. Личность способна соз-нательно управлять собой, своим поведением и психическими процессами. В полной мере способность управления собой может быть свойственна только взрослому человеку. В то же время, в рамках данного подхода возникновение личности в онтогенезе может быть отнесено к какому-либо определенному возрасту. Так, например, А.Н. Леонтьев связывает этот момент со старшим дошкольным возрастом, где возникает иерархия мотивов; а второй точкой рождения личности называет подростковый период, где происходит интен-сивное развитие самосознания; А.В. Запорожец – с младшим дошкольным возрастом и проживанием кризиса 3 лет, в процессе которого ребенок начи-нает осознавать себя; Д.И. Фельдштейн – с подростковым возрастом, когда у растущего ребенка возникает ориентация на общественно-полезную деятель-ность и т.п.

Другой подход к пониманию личности исходит из того, что любой че-ловек, поскольку он человек, является личностью. С этих позиций новорож-денный ребенок также является личностью. В контексте этого подхода на каждом этапе онтогенеза личность имеет свои возрастные особенности, и на каждом возрастном этапе необходимо создавать соответствующие условия для полноценного развития личности.

Ранний юношеский возраст в психологическом плане исключительно сложен и противоречив. Обычно его характеризуют как переломный, пере-ходный, критический. Многие авторы подчеркивают, что этот возраст явля-ется переходным периодом от детства к зрелости, в нем перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, к форми-рованию той жизненной позиции, с которой бывший школьник начинает свою самостоятельную взрослую жизнь (Д.И. Фельдштейн, B.C. Собкин, Г.А. Цукерман и др.).

В психолого-педагогической литературе отмечается, что наибольшее количество проблем в раннем юношеском возрасте связано с обучением. Обучение старшеклассников несет в себе все характерные признаки, отли-чающие типичную модель организации современного образования – классно-урочную систему, отношения учитель-ученик, домашние задания, фронталь-ные формы классной работы и многое другое. Но в то же время, обучение в старших классах приобретает новые черты и формы, которые вообще не применялись на предыдущих ступенях, либо использовались там крайне ред-ко. Так, например, многие пробуют сделать первые шаги в трудовой деятель-ности, пытаются начать профессиональное обучение в разного рода специальных учебных заведениях. Однако подобное разнообразие в формах и видах обучения, как показывают данные различных исследований, не при-водит к существенной разнице в конечных результатах. Вчерашние школь-ники, в своем большинстве, оказываются недостаточно приспособленными к требованиям реальной жизни, они не умеют брать на себя ответственность за последствия собственных действий, не пользуются полученными в школе знаниями и умениями в собственной деятельности (Л.М. Фридман, B.C. Собкин, Д.И. Фельдштейн и др.).

С учетом закономерностей и общей логики личностного развития в он-тогенезе есть основания полагать, что в основу преодоления проблем разви-тия личности в раннем юношеском возрасте можно положить становление и развитие волевой сферы. Выделение воли в качестве новообразования юно-шеского возраста вовсе не означает, что ребенку до этого возраста не свойст-венны волевые проявления. Однако только в раннем юношеском возрасте во-ля становится самостоятельной психической функцией.

В рассматриваемом возрастном периоде личностного развития моло-дые люди впервые приобретают способность сознательного управления соб-ственной волей. Управление собственными волевыми процессами непосредственно связано со способностью субъекта видеть и понимать свой внутренний мир. Соответственно, основная стратегия личностно-ориентированного обучения в этом возрасте должна быть направлена на соз-дание условий для обеспечения адекватной направленности учащихся на свой внутренний мир, становления и развития у них субъекта волевого дей-ствия.

Цель работы – выявить проблемы личностного развития и рассмот-реть пути их преодоления в раннем юношеском возрасте.

Гипотеза состоит в том, что психологической основой преодоления проблем личностного развития в процессе обучения на младших курсах учи-лища является деятельность, в которой молодые люди учатся познавать и по-нимать самих себя. Есть основания полагать, что организацию такой деятельности целесообразно осуществлять в курсе практической психологии, который сделает личностно осмысленным и эмоционально окрашенным все остальное обучение.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

– выделить основные проблемы личностного развития учащихся млад-ших курсов училища;

– определить критерии психологической готовности к личностно-ориентированному обучению на младших курсах училища;

– выявить содержание и принципы построения факультативных заня-тий по практической психологии, необходимых для преодоления проблем личностного развития на младших курсах училища.

Методологической основой исследования является культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, понимание волевой сферы как яд-ра личности (Г.Г. Кравцов), периодизации психического и личностного раз-вития в онтогенезе (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова).

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической по теме исследования; формирующий эксперимент по разви-тию волевой сферы личности в раннем юношеском возрасте в процессе спе-циального курса занятий по практической психологии, наблюдения за поведением и деятельностью учащихся младших курсов ПТУ, методика изу-чения представлений о себе В. Стефансона, методы математической стати-стики.

Предмет исследования: личностное развитие в раннем юношеском возрасте. Объект исследования: учащиеся младших курсов ПТУ.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в нем определе-ны и конкретизированы особенности личностного развития учащихся 15-17 лет. Показано, что одним из средств формирования воли в раннем юноше-ском возрасте является особый вид игровой деятельности – «игра в самого себя».

Практическая значимость исследования связана с тем, что в нем раз-работаны психологические принципы построения образовательной програм-мы для старших классов общеобразовательной школы, направленной на личностное развитие учащихся (программа курса «Практическая психоло-гия»), которая может быть использована в обучении старшеклассников, уча-щихся младших курсов ПТУ.

Достоверность результатов обеспечивается методологической обос-нованностью исходных позиций, многообразием используемых методов, аде-кватных целям и задачам исследования, содержательным анализом фактов, полученных при использовании диагностических процедур, применением методов математической статистики.

Литература

1. Агапов B.C. Становление Я-концепции в системе духовных потребностей подростков - М., 1994. - 122 с.

2. Алексеев Н.А. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения. - Екатеринбург, 1997. - 142 с.

3. Ахмедова Х.Б. Возрастные особенности продуктивного воображения у подростков. – М., 1995. - 216 с.

4. Бачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологиче-скую сказку. - М., 2001. -144 с.

5. Березовская Т.В. Игра как средство самопознания старших школьников - Якутск, 1999. – 147 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 2000. – 567 с.

7. Бершедова Л.И. Психологическая готовность современных старше-классников к жизни. – Петрозаводск, 1996. - 87 с.

8. Богданов Е.Н., Краснощеченко И.П. Организация самопознания лично-сти подросткового и юношеского возраста. – Калуга, 1996. – 48 с.

9. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности // Психология формирования и развития личности. – М., 1981. – 243 с.

10. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - №4. – С.15-26.

11. Вачков И.В. Приключения во внутреннем мире. – М., 2002. – 144 с.

12. Волина В.В. Игра - дело серьезное. - СПб., 1999. – 287 с.

13. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб., 1997. – 96 с.

14. Выготский Л.С. Детская психология // Собр.соч. - М., 1984. - Т.4.

15. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Во-просы психологии. – 1966. - №6.- С.62-76.

16. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Психология. – М., 2000.

17. Выготский Л.С. Педагогическая психология: Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика - Пресс, 1996. – 536 с.

18. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008с.

19. Гильбух Ю.З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в реше-нии актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №3. – С.65-78.

20. Гинзбург М.Р. Развитие самоопределения подростков: методические разработки НИИ общей и педагогической психологии. - М.: АПН СССР, 1988.

21. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев, 1984.

22. Горячева М.В. Во что играют подростки // Журнал практического пси-холога. – 1999. – №2. – С.24-29.

23. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

24. Демидов Д.Н. Соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное и про-блемы подростков - Спб., 2000. – 219 с.

25. Додонов Б.И. О системе «личность» // Вопросы психологии. - 1985. - №5. – С.37-44.

26. Долгинова О.Б. Одиночество и отчужденность в подростковом и юно-шеском возрасте – Спб., 1996. - 217 с.

27. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от под-росткового к юношескому возрасту. - М., 1987.

28. Егорычева И.Д. Психологические особенности личностной направлен-ности подростка и возможности ее коррекции. – М., 1994. - 121 с.

29. Зимин П.П. Воля и ее воспитание у подростков. - Ташкент, 1985.

30. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1998. – 254 с.

31. Ильин Г.Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы пси-хологии. - 1986. - №2. – С.24-36.

32. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2002. - 288с.

33. Исследование личности в юношеском возрасте: Метод, указания к лаб.занятиям по психологии. / Сост. С.Н.Крыгина и др. – Магнитогорск., 1996. - 22 с.

34. Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. – М., 1999. - 42 с.

35. Как построить свое Я. / Под ред. В.П. Зинченко. - М., 1991.

36. Калинина С.В. Соотношение профессионального и личностного само-определения в подростковом и юношеском возрасте. – СПб., 1998.- 215с.

37. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993. – 124 с.

38. Книпнис М. Драмотерапия. Театр как инструмент решения конфликтов и способ самовыражения. - М., 2002. – 192 с.

39. Колосова М.А. Неравновесные психические состояния и новообразова-ния подросткового возраста. // Психология психических состояний. - Казань, 2002. - Вып.4. - С.172-185.

40. Кон И.С. Дружба. - М., 1987.

41. Кон И.С. Открытие «Я». - М., Политиздат, 1978.

42. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

43. Кон И.С. Психология юношеского возраста. - М., 1979.

44. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. – Красноярск, 1994. – 242 с.

45. Кравцов Г.Г. Формирование личности в процессе обучения. – М., 1995. - 337с.

46. Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего раз-вития // Психологический журнал. - 2001 - Т.22 - №4 - С.42-50.

47. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обуче-нию в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152с.

48. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 992с.

49. Куприянов Б. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития под-ростковой субъективности во взаимодействии. - Кострома, 2003.

50. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростка-ми: взрослые игры для детей. - М.: Владос, 2001.

51. Лидерс А.Г. Подростковый возраст как возраст психологической соизме-римости со взрослостью / А.Г.Лидерс // Психолог в школе. - 2001. - №1-2. – С.3-10.

52. Лисовский В.Т. О чем спорят старшеклассники. - М., 1990.

53. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Междуна-родная педагогическая академия, 1994. - 368с.

54. Миллер С. Психология игры. - СПб., 1999.

55. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития лично-сти в психологии. – М., 1981.

56. Мудрик А.В. Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих. – М., 2002.

57. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М., 1995.

58. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л., 1989.

59. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995. – 360 с.

60. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., 1991.

61. Петрова Л.О. Личностно-ориентированное обучение учащихся в 10-11 классах. // Развивающее обучение в контексте современного образования.- Великий Новгород, 2001.- С. 104-107.

62. Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. - 1996.- №1.- с.20-33.

63. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старше-классников: Пособие для педагога: В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.1: Основы психологии: 10 кл. - 224с.

64. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старше-классников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - Ч.2: Психо-логия общения: 11 кл. - 192 с.

65. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. / Под ред. М.Р.Битяновой. - СПб., 2002.

66. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.Коссаковски. - М.: Педагогика, 1981.

67. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 1987.

68. Разина Н.В. Построение сценария жизни как механизм личностного развития юношества. – М., 1994. - 219 с.

69. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы станов-ления личности / Пер. с нем. Г.И.Лойдиной; Под ред. Т.А.Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 319 с.

70. Ретюнских Л.Т. Философия игры. - М., 2002.

71. Решетова В.А. Психологические основы профессионального обучения. - М., 1985.

72. Рождественская Н.А. Роль стереотипов в познании человека человеком // Вопросы психологии. - 1986. - №4.

73. Руффлер М. Игры внутри нас: психология динамической структуры личности. - М., 1998.

74. Ряшина В.В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. – М., 1996. - 220 с.

75. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, само-развитие, самореализация подростка / Под ред. И.В.Дубровиной. - Н.Новгород, 1995. - 139 с.

76. Селиванов В.И. Психология волевой активности. - Рязань, 1974.

77. Сидоров Н.Р. Психологические особенности развития мотивационно-потребностной сферы личности в раннем юношеском возрасте. – М., 1996. - 222 с.

78. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии. - 1986. - №6. - с. 14-22.

79. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М., 1998.

80. Собкин B.C. Динамика ценностных ориентации в старшем школьном возрасте. - М., 1997.

81. Сомова Е.Г. Личностный аспект трудностей общения в юношеском возрасте. – Краснодар, 1999.- 211 с.

82. Степанский В.И. Психологические проблемы выбора профессии. – М., 1995. - 182 с.

83. Сысоева И.В. Психологические особенности формирования личности в юношеском возрасте. – М., 2003. – 189 с.

84. Толстошеина Н.В. Личность подростка: актуальные проблемы теории и диагностики: Учеб.-метод, пособие / Н.В.Толстошеина. – Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001. - 142 с.

85. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального раз-вития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1985. - №6.

86. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 1988. - №6.

87. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержат. харак-теристики процесса развития личности: Избр. тр. - М.: Моск. психол..-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 670 с.

88. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. - М.: Междунар. пед. акад., 1994. – 192 с.

89. Формирование личности в переходный период от подросткового к юно-шескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Педагогика, 1987.

90. Формирование личности старшеклассника. / Под ред. И.В.Дубровиной.-М., 1989.

91. Фридман Л.М. Особенности самосознания современной школьной мо-лодежи // Народное образование - 1993, №5.

92. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 480 с.

93. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. - Томск, 1993.

94. Черная А. Психологические основы традиционных игр // Развитие лич-ности. – 1999. – №4. – С.86-98.

95. Шамионов P.M. Личностная зрелость и профессиональное самоопреде-ление в подростковом и юношеском возрасте. – СПб., 1997.-193 с.

96. Шаронова С. А. Метод игровой ситуации. - М., 2001.

97. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию.- М.: Новая школа, 1995.

98. Эльконин Д.Б. Психологические условия развивающего обучения // Обучение и развитие младших школьников. - М., 1970.

99. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999.

100. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 1996. - 95 с.

101. Якиманская И.С. Методология личностно-ориентированного образова-ния. / И.С.Якиманская // Построение модели личностно-ориентированной школы. - М., 2001.- С.13-18.

Похожие работы на данную тему