Движущие силы развития ребенка в детском возрасте

Название работы: Движущие силы развития ребенка в детском возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

29 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 4

Основная часть 7

1 глава. Понятие и условия психического развития ребенка 7

2 глава. Движущие силы развития ребенка в детском возрасте 12

2.1. Концепция общения ребенка со взрослым 12

2.2. Периодизация психического развития 17

Заключение 23

Глоссарий 25

Приложения 27

Список использованных источников 29

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Когда мы говорим: «Ребенок развивается нормально», мы имеем в виду, что по графику происходит не только его физиологическое созревание, но и рост его психических возможностей. Наступит пора – и он впервые улыбнется, в нужное время начнет узнавать мать, в свой срок заговорит. Перемены совершаются в ребенке закономерно, в известной последовательности. И естественно, возникают вопросы: чем определяется процесс детского развития?

Каковы его движущие силы? По поводу того, что играет решающую роль в формировании детской личности, издавна ведутся споры в философии, психологии и педагогике. Ряд зарубежных авторов утверждает, что развитие способностей, характера, нравственных качеств личности ребенка якобы роковым образом предопределено его наследственностью, заданной ему от рождения генетической программой, и протекает спонтанно, независимо от условий жизни и воспитания. Такого рода теория спонтанности детского развития противоречит данным детской психологии и возрастной физиологии и приводит к ложному пониманию возможностей и задач воспитания. Примером этому может служить система «свободного воспитания» дошкольников, которая весьма популярна в ряде западноевропейских стран и стран Америки. Сторонники этой системы выступают простив какого-либо целенаправленного обучения и воспитания маленького ребенка, предлагая создавать лишь внешнюю обстановку для «самовыражения», для «самопроявления» детской личности. При такой системе воспитания родители и воспитатели обречены на пассивность и бездеятельность, поскольку предполагается, что развитие ребенка идет все равно само собой, спонтанно и воспитатель ничего не может прибавить к тому, что дано ребенку «от природы». Легко понять, что вопрос о том, можно ли сводить воспитание к созданию лишь некоторых внешних условий для спонтанного развития ребенка, предопределено его генетическим фондом, имеет не только научное, но и первостепенное практическое, жизненное значение. От того, в частности, как пойдут к его решению родители, зависит, насколько они активно и ответственно отнесутся к своим родительским обязанностям. Станут ли они легкомысленно оправдывать свои педагогические просчеты и ошибки мнимыми врожденными недостатками ребенка, или же, внимательно изучая ребенка, настойчиво овладевая педагогическими знаниями и умениями, сумеют обнаружить его истинные возможности и надлежащим образом обеспечить его всестороннее воспитание. Отечественные педагоги и психологи, подчеркивая важность целенаправленного формирования способностей и нравственных качеств детской личности, выступают против фатализма, против концепции спонтанного развития и системы «свободного воспитания». Для того, чтобы реализовать потенциальные психофизиологические возможности ребенка, необходимо правильно организовать его целенаправленное обучение и воспитание уже в дошкольном возрасте. Целью дошкольного воспитания является всестороннее физическое, умственное, нравственное, эстетическое развитие детей и подготовка их к школе. Она должна быть связана с жизнью и современностью и строиться в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями детей. Отечественная система дошкольного воспитания строилась на научной основе, на основе педагогических, психологических и физиологических исследований. Эти исследования показали, что, хотя врожденные особенности ребенка и ход созревания его организма, его нервной системы на протяжении детства представляют собой важное условие и необходимую предпосылку психического развития, наследственные задатки не предопределяют фатально ни хода, ни уровня этого развития. Решающую роль в том, какие способности разовьются у ребенка, какие нравственные качества у него сформируются, играют условия жизни и воспитания.

Глава 2:

В дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет) ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой дети воспроизводят (или моделируют) различные социальные роли и отношения между людьми. В такой игре происходит ориентация в самых общих и самых фундаментальных смыслах человеческой деятельности.

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) ведущей становится учебная деятельность, в которой дети с помощью учителя осваивают правила и способы учебных действий, и именно в ней развиваются интеллектуальные и познавательные способности.

В подростковом возрасте (11-15 лет) ведущей деятельностью становится общение со сверстниками. В своих межличностных отношениях подростки воспроизводят те отношения, которые существуют в мире взрослых людей, или противопоставляются им. В личностном общении подростков оформляются их взгляды на жизненные смыслы, на отношения между людьми, на свое будущее. Именно в таком общении появляются новые задач и мотивы дальнейшей деятельности молодых людей, которая в следующем, юношеском возрасте приобретает характер учебно-профессиональной.

Таким образом, в детском развитии имеют место следующие этапы:

1) периоды, в которые происходит преимущественно освоение мотивов и норм отношений между людьми и на этой основе — развитие мотивационно-потребностной сферы;

2) периоды, в которые происходит преимущественное освоение способов действий с предметами и на этой основе — формирование интеллектуально-познавательных сил детей, их операицонно-технических возможностей.

Конечно, разные виды деятельности внутри одной группы мало похожи. В самом деле, что общего между овладением ложкой годовалым малышом и овладением грамматикой и математикой в школьном возрасте? Но существенно общим в них является то, что они направлены на овладение элементами человеческой культуры. На основе усвоения общественно выработанных способов действия с этими предметами происходит более глубокая ориентировка в предметном мире и становление новых интеллектуальных возможностей ребенка.

Рассмотрение последовательности смены одних периодов другими позволили сформулировать Д.Б. Эльконину положение о периодичности процессов психического развития ребенка: период освоения задач и мотивов деятельности каждый раз предшествует периоду освоения предметных действий.

Каждая эпоха состоит из двух закономерно связанных между собой этапов. Она открывается ступенью, на которой идет преимущественное развитие потребностно-мотивационной сферы. Здесь подготавливается переход ко второму периоду, в котором происходит преимущественное усвоение способов действий с предметами и формирование операционно-технических возможностей.

Переходы между различными периодами и эпохами детского развития, как правило, происходят очень интенсивно и бурно. Они сопровождаются значительными трудностями в отношениях взрослых и детей, нарастанием самостоятельности ребенка и отстаиванием своих прав. Эти переходные периоды были названы в психологии критическими, пли кризисами возрастного развития.

В детской психологии выделено четыре основных критических периода:

1) кризис одного года (переход от младенчества к раннему детству);

2) кризис трех лет (переход от раннего к дошкольному возрасту):

3) кризис семи лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

4) кризис подросткового возраста.

Важно подчеркнуть, что, в отличие от стабильных возрастов, кризисные периоды характеризуются яркими и быстрыми изменениями в поведении и в психике ребенка. На этих этапах развитие идет не эволюционным, а революционным путем, что приносит немало трудностей и взрослым, и детям.

Итак, развитие ребенка нужно рассматривать как процесс стадиальный, состоящий из качественно своеобразных этапов иди периодов. Самое важное для детской психологии — выяснение перехода от одного возраста (или периода) к другому.

Д.Б. Эльконин определял возраст как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на обшей кривой детского развития. Каждый возраст, или период, характеризуется следующими ставными показа гелями:

1) определенной социальной ситуацией развития - той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми на данном отрезке жизни;

2) основным или ведущим типом деятельности;

3) основными психическими новообразованиями, приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности).

Заключение:

Психологические и педагогические исследования ученых показали, что ни одна специфическая человеческая способность и ни одно из человеческих личностных качеств не даны ребенку в готовом виде от рождения и что само по себе спонтанное (т. е. без руководства взрослого) развитие врожденных задатков не может привести к их оптимальному формированию. Ведущую роль в развитии ребенка играет воспитание. Именно в процессе воспитания и обучения ребенок овладевает новыми способами взаимодействия со средой, что неизбежно ведет к социализации его психического развития.

Движущей силой психического развития ребенка на самом раннем этапе жизни является необходимость преодоления противоречия между наличием у новорожденного готовых витальных (жизненно важных) потребностей и отсутствием способов действия для их удовлетворения. Для удовлетворения сначала врожденных, а затем и вновь приобретаемых потребностей ребенок вынужден овладевать всеми новыми способами действий, которые могли бы привести к адекватному результату. Преодолением этого противоречия и обеспечивается не только органическая жизнь ребенка, но и его практическая деятельность — платформа психического развития.

Психическое развитие ребенка можно представить так процесс присвоения культурно заданных средств овладения собой и видения мира или как процесс становления высших психических функций. Этот процесс имеет не натуральную, а культурную природу и возможен только в совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого.

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослыми, которое на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы. В концепции генезиса общения М.И. Лисиной этот процесс рассматривается кат: смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения. От рождения до шести лет выделяются четыре формы общения. Форма общения является важнейшей характеристикой психического развития. В общении со взрослыми происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка. Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития и рассматривают как важнейшую характеристику возрастного периода.

Важнейшей проблемой детской психологии является проблема периодизации детского развития. Общепринятой в нашей стране является периодизация Д. Б. Эльконина, основанная на выделении двух групп деятельности ребенка:

1) направленных на освоение мотивов и задач человеческой деятельности:

2) направленных на освоение способов действий с предметами.

В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные периоды, в отличие от стабильных, характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и в поведении ребенка.

Психологическим возрастом или возрастным периодом, называют относительно замкнутый этап развития, который характеризуется следующими показателями: определенной социальной ситуацией развития; типом ведущей деятельности; основными психическими новообразованиями.

Похожие работы на данную тему