Введение
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания педагогов, социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
Объяснить причины, условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущной задачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальных вопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма) и об отклонениях от нее - девиациях. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемся обществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля. Социальная норма, - определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.
Социальная норма находит свое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюис склонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающие правильную работу человеческой машины».
Но в реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайно сложным делом. 
Конечно, российское общество не может долго оставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Целью данной дипломной работы является анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения.
Задачи:
1.	Провести отбор литературы по данной тематике.
2.	Привести теоретический анализ психолого – педагогической категории девиантного поведения.
3.	Создать алгоритм практического разрешения педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения.
Предмет исследования: анализ педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения.
Объект исследования: особенности педагогических проблем работы с людьми девиантного поведения.
Практическая значимость работы: материалы данного дипломного исследования могут быть использованы в сфере работы с подростком в рамках социальной, юридической и педагогической психологии.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что может существовать тесная взаимосвязь между уровнем развития потребности в общении и вхождением подростков в просоциальную, асоциальную и антисоциальную (девиантную) неформальную подростковые группы.
Описание выборки: 60 подростков, разделённые на три экспериментальных группы (группа I - просоциальные, группа II - асоциальные, и группа III – антисоциальные (девиантные) неформальные группы).
Перечень использованных методик:
1.	Метод интервью.
2.	«Методика на измерение уровня потребности в общении».
3.	«Методика на склонность к одиночеству».
4.	Контрольная методика «Опросник «Самооценка коммуникативных навыков».
Описание процедуры исследования: после проведения нами разделения экспериментальной группы с каждой из групп проводились описанные ниже методики.
Описание способа обработки результатов: обработка проводилась по двум вариантам: по вычислению процентного соотношения по формуле Q = ( -1)100%, где Q- процентное соотношение, Х – результаты доминирующей группы, а У – результаты аутсивной группы и выявлению индекса корреляции Пирсона по формуле r =  , при помощи которой мы выявляем коэффициент корреляции.
Судьба каждого воспитанника социально-реабилитационного учреждения, система его социальных связей, уровень развития и состояние здоровья имеют вполне конкретный, индивидуальный характер. Полноценная реализация принципа индивидуального подхода в реабилитационном учреждении возможна в том случае, если сотрудники, говоря словами К.Д.Ушинского, знают ребенка во всех отношениях.
Мы проанализировали работу астраханских профессионалов в процессе коррекционной работы с девиантными подростками в условиях коррекционно-реабилитационного центра. В Астрахани схема строится так: 
Специалисты каждого профиля получают информацию о детях с помощью принятых в их области методик. Но взаимодействие сотрудников складывается более успешно, если все они, накапливая информацию о ребенке, соблюдают определенные общие для всех требования, что повышает качество получаемой информации о детях, расширяет возможности для сопоставления ее в ходе консилиумов.
Обозначим эти требования, специфические для Астрахани:
Важно соблюдать последовательность в сборе информации, характеризующей воспитанника. Социальный работник ведет личное дело воспитанника, обобщая сведения, полученные от его родственников, официальных лиц, школьных учителей, пополняя его материалами консилиумов, информацией о потенциальных воспитателях семейной группы, возможных опекунах и т.д. Психолог определяет логику использования психодиагностических методик. Воспитатели регулярно фиксируют свои наблюдения за детьми.
Список литературы
1.	Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М., 2001.
2.	Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск, 1986.
3.	Андреева Г. М. Социальная психология. - М., 1996. Анисимов Л. Н. Профилактика пьянства и наркомании среди молодежи. - М.,1989.
4.	Антонян Ю. М., Самичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности. - М., 1983.
5.	Байденко В. И. Стандарты в непрерывном образовании: Современное состояние. - М., 1998.
6.	Башкатов И. П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.,1993.
7.	Башкатов И. П. Социально-психолого-педагогические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных - М., 1986. 
8.	Березина Е. Банды подростков: опасность растет/Неделя. 1999. № 43.
9.	Бестужев-Лада И. ^B. К школе XXI века. Размышления социолога. - М., 1988.
10.	Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.
11.	В Москву - с обрезом//Известия. 1989. 4 февр.
12.	Ветров Н. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. - М., 1986.
13.	Волошина Л. А. Криминологические проблемы сферы досуга//В сб.: Влияние социальных условии на преступность. М., 1993
14.	Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. -М. 1994.
15.	Глоточкин А. Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1994.
16.	Гобечия Ф.В. Психолого-педагогические факторы поведения несовершеннолетних правонарушителей. Тбилиси. 1999.
17.	Готт В. С., Семенюк 3. П., Урсул А. Д. Категории современной на уки: Становление и развитие. - М., 1984.
18.	Грибоедов А. С. На пути к преступлению. М., 1998.
19.	Грошевой Ю. М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1995.
20.	Гуманизация воспитания в современных условиях / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. - М., 1995.
21.	Гурски С. Внимание, родители: наркомания! 2-е изд. - М., 1989.
22.	Донцов И. А. Самовоспитание личности. - М., 1984
23.	Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями: Учеб. пособие. - Саратов, 1980. 
24.	Ермаков В. Д., Гуськов Н. М., Савинкова Е. Н. Причины и условия, способствующие преступности несовершеннолетних. М., 1996.
25.	Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. - М., 1990.
26.	Журавлев В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. - М., 1988.
27.	Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: Проблемы, пути решения. - М„ 1986.
28.	Закатова И. Н. Социальная педагогика в школе /Под ред. Г. К. Селюко. - М., 1996. 
29.	Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М., 1986. 
30.	 Зенъковский В. В. Психология детства. - М., 1996.
31.	Иванов И.А. Психология преступности. М., 2001.
32.	Игошев К. Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 2001
33.	Иллеш А. Гласно о преступности//Известия. 1999. 
34.	Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма. - М., 1990.
35.	Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса. - М., 1993. 
36.	Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. - М., 1989.
37.	Ковалев С. В. Психология семейных отношений. - М., 1987. Коган Л. П. Человек и его судьба. - М., 1988. 
38.	Козлов А. А., Лисовский А. В. Молодой человек: становление образа жизни. М., 1999
39.	 Колосов Д. В. Беседы о половом воспитании. - М., 1980.
40.	Колосов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании. - М., 1987.
41.	Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М. 1993.
42.	Краевский В. В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? - Волгоград, 1996. 
43.	Криминология. М., 1998
44.	Кудрявцев В.Н. Право и поведение. М, 1998. 
45.	Кузнецов А. В. Уголовное право и личность. М. 2001
46.	Курс криминологии. Предмет. Методология. Преступность и ее причины. М., 1995. 
47.	Литвинов В. Л. Причины и условия сформирования	групп несовершеннолетних, совершающих преступления с корыстной мотивацией//Вопросы борьбы с преступностью. Выл. 45. М., 1997. 
48.	Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост.В.С. Мухина. - М., 1991.
49.	Лишил О. В. Педагогическая психология воспитания.-М., 1990.
50.	Махов Ф. С. Подросток и свободное время. М., 2001
51.	Меньковский Г. М., Тузова А. П. Профилактика правонарушений несовершеннолетних. - Киев, 1987.
52.	МудрикА. В. Введение в социальную педагогику. - М., 1997.
53.	Мудрость воспитания: Кн. для родителей. - М., 1987.
54.	Мяло К. Молодежь и социальная нестабильность//Развитие социальной активности подростка. Казань, 1998. Вып. 2. 
55.	Нещеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 1993.
56.	Ниедре А. М. Пьянство и преступность. Рига. 2001 
57.	О положении детей в РФ. - М., 1994.
58.	Об образовании: Федер. Закон Рос. Федерации. - М., 1997.
59.	Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.1997.
60.	Орзих М. Ф. Личность и право. М. 1995.
61.	Платонова Н. М. Основы социальной педагогики. - СПб, 1997.
62.	Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. - М.,1995.
63.	Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждения. Рига. 1995. 
64.	Прозументов Л. М., Шеслер А. В. Проблемы совершенствования борьбы с групповой преступностью несовершеннолетних//Социологические аспекты государственно-правовой работы в условиях перестройки. Казань, 1999.
65.	Психологическая служба школы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1995. Раннее социальное сиротство: Учеб.-метод, пособие (медико-социально-психолого-педагогические проблемы). - М., 1994.
66.	Русич И.А. Работа с несовершеннолетними девочками. М., 2003.
67.	Сахнов И.А. Воздействие социальной среды на формирование стереотипов агрессивного поведения подростков и молодёжи.//Актуальные проблемы социальной психологии и психологии личности. Р-н-Д., 2002, с. 16-18.
68.	Сахнов И.А. Использование аутогенной тренировки как одного из методов терапии в психологической практике. // Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Р-н-Д., 2001, с. 63-64.
69.	Сахнов И.А. О влиянии социальных установок на стереотипы агрессивного поведения подростков и молодёжи.//Проблемы межкультурной коммуникации: история и современность. Р-н-Д., 2002, с. 90-92.
70.	Сахнов И.А. Социально-психологический конструкт принятия норм сатанизма в рамках неформальной молодёжной субкультуры. Р-н-Д., 2004, с. 179-182. 
71.	Сахнов И.А.Влияние принадлежности к неформальной молодёжной субкультуре на формирование стереотипов агрессивного поведения. Р-н-Д., 2003, с. 91-94.
72.	Симонов П.В. Психология подростков-правонарушителей. М.,2001
73.	Стечкина И. Л. Развитие системы мер, направленных на воспитание и предупреждение правонарушений несовершеннолетних по месту жительства//В сб.: Совершенствование системы мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних по месту жительства. М., 2000
74.	Татаренко В. Я. Семья и формирование личности М., 1997. 
75.	Унадзе Д.Н. Подростковые психозы. М., 1990.
76.	Франк Л. М. Виктимология и виктимность. Душанбе. 1999.
77.	Хохряков Г. Ф., Саркисов Г. С. Преступления осужденных: причины и предупреждение. Ереван. 1998
78.	Шестаков Д. А. Корыстная направленность и ее формирование в криминогенной семье//Вестник МГУ. 1993. 
79.	Яковлев И. А. Преступность и социальная психология. М. 2003.