Исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе

Название работы: Исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

68 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе 6

1.1. Процесс усвоения школьниками исторического материала 6

1.2. Феномен внеурочной работы 15

1.3. Особенности внеурочной работы по истории 22

1.4. Содержание и формы внеурочной работы по истории в основной школе 25

Глава II. Экспериментальное исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе 51

2.1. Обоснование исследования 51

2.2. Ход исследования 51

2.3. Результаты исследования 58

Заключение 61

Список литературы 63

Приложение 68

Выдержка:

Введение

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что история является одним из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России в нравственно-патриотическом, идейном и культурологическом аспектах. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. В ее содержании отражены все этапы культурного развития человечества. При этом, на мой взгляд, важно то, что именно история позволяет предугадать стратегии развития человечества и вывести оптимальные пути как для развития России в целом, так и Астраханской области в частности.

Преподавание истории в современной российской школе опирается на традиции, в которых можно отметить как сильные, так и слабые стороны. К сильным можно отнести традиции глубокого изучения как отечественной, так и всеобщей истории, фундаментальность подхода к историческому образованию. За годы изучения истории в школе учащиеся получали значительные по объему сведения о прошлом, включая историю не только своей страны, но и других стран. Среди общеизвестных недостатков исторического образования можно назвать существовавший до недавнего времени чрезмерный социологизм и догматизм школьных курсов истории, их тенденциозность. Только в последние годы, несмотря на ряд серьезных трудностей как объективного, так и субъективного характера, школьное историческое образование принципиально изменилось. Эти изменения затронули структуру исторического образования, концептуальную основу построения курсов, принципы отбора содержания, в определенной степени и методическую систему. Школьные курсы истории по своему характеру стали вариативными. Для большинства из них характерна культурологическая направленность, ориентация на раскрытие роли конкретных исторических личностей, а также быта, образа жизни людей, духовных ценностей человечества.

Реформирование системы исторического образования в общеобразовательных учреждениях России происходило на основе и определялось следующими принципами и подходами:

• Отказ от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания истории и обществознания и переход к. плюрализму идеологий, рамки которого определены в Конституции Российской Федерации и Всеобщей декларации прав человека, других документах международного характера.

• Обращение к системе ценностей, связанных как с лучшими национально-культурными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения. Подготовка и внедрение параллельных и профильных программ и учебников для осуществления вариативности образования, его дифференциации, учета духовных потребностей регионов, национальных культур.

• Создание условий для перехода от педагогики авторитарного типа к педагогическим системам личностно ориентированного характера.

Анализ ситуации в области исторического образования показывает, что появились определенные положительные сдвиги в состоянии преподавания и усвоении исторического материала учащимися. Вместе с тем развитие этой тенденции сдерживается методологической неподготовленностью учителей для работы в новых условиях, отсутствием полного комплекта учебников и учебных пособий для работы по новой структуре образования, устаревшим фондом средств обучения, серьезным отставанием, вызванным финансовыми причинами, в разработке перспективных средств новых информационных технологий и внедрении их в школу.

В связи с этим как никогда более значима становится внеурочная работа по истории, которая позволяет в более полном объёме и оптимизированной форме усвоить исторический материал. Под внеурочной работой мы понимаем комплекс мероприятий, протекающих за рамками аудиторной работы слушателей и выпускников курсов, включающий работу со школьниками, и направленный на реализацию творческого и профессионального потенциала участников. Целью подобных мероприятий является развитие мотивации к дальнейшему самообразованию и применению полученных знаний в профессиональной и учебной деятельности, создание условий для самореализации.

Целью данной дипломной работы является анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

Задачи:

1. Провести анализ литературы по данной тематике.

2. Провести теоретический анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

3. Провести экспериментальное исследование содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

Предмет исследования: анализ содержания и форм внеурочной работы по предмету в основной школе.

Объект исследования: школьники в процессе внеурочной работы по истории.

Гипотеза: проведение внеурочного классного часа существенным образом влияет на уровень усвоения исторического материала по данной теме.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается Воспитывать «по старинке» легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие достижения науки, прогресс педагогической мысли, которая призвана ориентироваться не только на потребности современной социальной практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности. Главные из признаков городского стандарта жизни - повышение плотности населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. И этому служит внеурочная работа.

Большое место в организации внеурочной работы по истории занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеурочной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:

1. Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, трудовое воспитание.

Похожие работы на данную тему