Наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображения младших школьников

Название работы: Наглядные методы обучения и их влияние на развитие воображения младших школьников

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

101 стр.

Год сдачи:

2007 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 6

1.1 Ретроспективный анализ проблемы наглядных методов в истории педагогики 6

1.2 Содержание наглядных методов 13

1.3. Особенности воображения младшего школьника 26

Выводы по главе 1 37

ГЛАВА I. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ 40

2.1. Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников 40

2.2. Развитие воображения младших школьников с помощью наглядных методов обучения 43

2.3. Оценка эффективности опытно-практической работы 50

Выводы по главе 2 55

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57

РЕКОМЕНДАЦИИ 59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: Важнейшим организующим положени-ем не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического про-цесса является принцип наглядности. Я.А.Коменский, обосновавший "золо-тое прави¬ло дидактики", согласно которому к обучению необходимо привле-кать все органы чувств, писал: "Если мы намерены насаждать в учащихся ис-тинные и достоверные знания, то мы вообще должны стремиться обучать всему при помощи личного наблюдения и чувственной наглядности".

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с за-кономерностями этого процесса, с основными дидактическими прин¬ципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Принцип наглядности — один из старейших и важнейших в ди¬дактике — означает, что эффективность обучения зависит от целесо¬образного при-влечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. В процессе обучения детям надо дать возможность наблюдать, измерять, про-водить опыты, практически работать -через это вести к знанию. Если нет возможности дать реальные предметы, процессы, используются наглядные средства: модели, ри¬сунки, лабораторное оборудование и пр.

Однако использование наглядности должно быть в той мере, в какой она способствует формированию знаний и умений, развитию мышления. Де-монстрация и работа с предметами должны вести к родной ступени развития, стимулировать переход от конкретно-образного и наглядно-действенного мышления к абстрактному, к словесно-логическому.

Между тем, как показывают массовые обследования, некоторые учи¬теля не имеют ясного представления о том, когда и как надо использо¬вать на-глядность, в каких случаях применение наглядных пособий необ¬ходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

ГЛАВА I. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ НАГЛЯДНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

2.1. Диагностика исходного уровня развития воображения младших школьников

Для диагностики воображения младших школьников нами была использованы следующие методики:

Методика «Вербальная (словесная) фантазия» Р.С. Немова

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом суще¬стве (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в тече¬ние 5 минут. На придумывание темы или сю¬жета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок при¬ступает к рассказу. В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показа¬телям:

1) быстрота воображения;

2) необычность, оригинальность создавае¬мых образов;

3) богатство фантазии, глубина и детализированность образов;

4) эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высо¬ко в том случае, если ребенок придумал сю¬жет рассказа в отведенное время самостоя¬тельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал свой сюжет рассказа, то подска¬жите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал извест¬ное, но при этом внес в него от себя что-то но¬вое, оригинальное.

Богатство, глубина фантазии оцениваются по достаточно большому числу живых существ, предметов, ситуаций и действий, разнообразных характеристик и признаков, используемых в рас¬сказе ребенка, по наличию разнообразных дета¬лей и характеристик образов.

Похожие работы на данную тему