Влияние родительского воспитания на формирование самооценки

Название работы: Влияние родительского воспитания на формирование самооценки

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

111 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Глава I. Теоретический анализ проблемы самооценки детей дошкольного возраста и стилей родительского воспитания

§1. Сущность понятия «самооценка» в психологии.

1.1.Взгляды отечественных и зарубежных психологов на природу самооценки.

1.2. Понятие самооценки в структуре личности.

§2. Семья как важнейший фактор формирования самооценки ребёнка.

2.1.Семья как психологическое пространство развития ребёнка.

2.2. Модели внутрисемейного взаимодействия. (Структура семьи. Стили воспитания).

§3. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста в зависимости от структуры семьи.

3.1 Психологические характеристики, особенности Я – образа и самооценки у детей дошкольного возраста.

3.2 Специфика взаимодействия дошкольника с семьей в зависимости от ее структуры.

Выводы по первой главе

Глава II. Практическое изучение влияния родительского воспитания на формирование самооценки детей дошкольного возраста в зависимости от структуры семьи.

§1. Гипотеза исследования. Описание выборки.

1.1. Описание выборки и методик

1.2. Гипотеза исследования.

§2.Методики исследования самооценки детей.

2.1. Методика выявления самооценки «Лесенка» В.Г. Щур

§3.Методики исследования стилей воспитания

3.1. Методика диагностики родительского отношения ОРО (А. Я. Варга, В. В. Столин)

3.2. Диагностика позиции родителей по отношению к детям (тест Г. Пейна для родителей)

3.3. Опросник «Взаимодействие родителя с ребёнком» (ВРР) И.И.Марковой в адаптации для родителей дошкольников и младших школьников

3.4. Тест «родительско-детские отношения» (PARI)

§4. Анализ и обсуждение результатов.

Рекомендации

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложение

Выдержка:

Родители - это самые первые и самые значимые люди в жизни ре¬бенка. Влияние родителей самое сильное, всеобъемлющее и длительное. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого, [6; 8; 17; 25; 73; 44] и особое значение семейной среды в общении и психическом развитии ребенка (работы Л.С. Выгодского, Л.И. Божович, И.В.Дубровиной, А.С.Макаренко, Д.Б. Эльконина, Л.Н. Леонтьена, и др.). С пер¬вых же дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семей¬ного взаимодействия. Родители ребенка являются на первых порах единственными носителями социальных отношений и единственным эвеном, опосредующим все остальные связи ребенка с миром. Отмечается, что «семья - уникальный общественный институт, как бы самой природой предназначенный для целей воспитания. В ней достаточно прочная нормативная основа сочетается с возможностью тончайших душевных взаимовлияний и длительным индивидуальным воздействием». [45, С.142] Семейное воспитание «имеет широчайший, практически всеобъемлющий диапазон, ибо не сводится к дидактическому внушению, а включает все формы воздействия социума па формирующуюся личность; общение и непосредственное познание, труд и личный пример окружающих, оценку реаль¬ного поведения, поощрение и наказание. [51, С.120] Забота о ребенке в семье осуществляется не эпизодически, не формально, не дозировано, а систематически, всеобъемлюще, комплексно. Таким образом, представляя собой сложный узел че¬ловеческих взаимоотношений, реализующихся в системе семейного взаимодействия и общения, семья именно в этом качестве оказывается важнейшим фактором повседневного существования и развития личности. Однако до настоящего времени сделаны лишь первые шаги в осмыслении тех психологических параметров семьи, которые являются детерминантами индивидуального развития детей, формирова¬ния их личностных свойств в данной среде.

Нарушения в личностном развитии ребёнка, появление отклонений в его поведении во многом зависят от личности родителей. Именно родители, являясь первыми воспитателями ребёнка, нередко допускают серьёзные ошибки или своим личным примером задают искажённые нормы социального поведения, которые дети заимствуют и используют не только в сфере внутрисемейных отношений, но и в условиях межличностного общения. Психологическая культура родителей проявляется как в грамотных воспитательных решениях, так и в собственном поведении, которое само по себе тоже воспитывает.

Всё – хорошее и плохое - закладывается в человеке с первых дней его пребывания в этом сложном и противоречивом мире – в семье. Приобщение к жизни происходит, во-первых, путём подражания взрослым, а, во-вторых, благодаря тому, что сами взрослые культивируют в ребёнке. Поэтому не вызывает сомнения то, насколько велико влияние личности родителей, являющихся для ребёнка источником необходимого жизненного опыта.

В традиционной культуре отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми. Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи. Своеобразный синтез материнско¬го и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития детей в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ре¬бенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье. «Это две половины одного целого, — отмечает психолог Ф.С. Махов. - Своеобразие отцовского воспитания заключается в передаче детям достоинств мужчины и в блокировании женских недостатков, а своеобразие материнского воспитания состоит в том, чтобы предохранять детей от наиболее типичных мужских недо¬статков, передав им лучшее, что есть в женской натуре». [34, С. 9] Некоторые исследователи (Б.И. Кочубей, Э. Фромм, А.И. Захаров, И.С. Кон, К. Витакер и др.) отмечают, что не только личность родителей и стиль их поведения, но и особенности родительской речи по-разному сказы¬ваются на языковом и личностном развитии ребенка, так как обращения к ребенку матери и отца существенно раз¬личаются между собой.

На начальном этапе взросления ребенка особенно вели¬ко значение в формировании его личности материнской любви и привязанности, которая, по словам Э. Фромма, не должна мешать ребенку взрослеть. «Мать должна иметь веру в жизнь, не должна быть тревожной, чтобы не заражать ре¬бенка своей тревогой. Частью ее жизни должно быть жела¬ние, чтобы ребенок стал независимым и, в конце концов, отделился от нее». [48, С.28] Многие матери, подсозна¬тельно ощущая неестественность своего отношения к ре¬бенку, не всегда способны конструктивно изменить свое обращение с ним. Одна¬ко наряду с матерью су¬щественное влияние на развитие ребенка оказывает и отец, связь с которым совершенно иная. «Он имеет сла¬бую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важ¬ность для ребенка в этот период не идет ни в какое срав¬нение с важностью матери, - считает Э. Фромм. - Но хотя отец не представляет природного мира, он представ¬ляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец - это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир». [48, С.27] Конечно, личность отца в этом смысле имеет перво¬степенное значение. Дети, и особенно мальчики, во всем стараются подражать отцу, повторяют его привычки, ма¬неру говорить, стиль общения, накапливая, таким обра¬зом, собственный опыт поведения и отношения к окру¬жающему миру. Следует отметить, что если положитель¬ный пример родителей (в первую очередь, отца) не всегда является образцом для подражания, то отрицательный пример, как правило, быстро перенимается детьми (гру¬бость, нецензурная брань, вспыльчивость, неряшливый внешний вид, эмоциональная несдержанность, курение, употребление спиртных напитков и др.). Дети подражают не личности в целом, а ее определенным качествам, иног¬да просто внешним признакам.

6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. / общ. Ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 1986. – 421с.

7. Божович Л.И. Избранные психологические труды .// Под ред. Д.И. Фельдштейн.-М., 1995. - 212 с.

8. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте: психологические исследования. – М.: Просвещение, 1968. – 464с.

9. Буянов М. К. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского пси¬хиатра. - М.: Просвещение, 1988. – 207с.

10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: АСТ, 2005. – 670с.

11. Габриял Т.М. Самооценка как метод изучения личности. - М., 1984. - 44с.

12. Глозман Ж.М. Личность и нарушения общения. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 148с.

13. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264с.

14. Джеймс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991.

15. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М.: Психология, 1992. – 192с

16. Ефимкина Р. П. Детская психология. Методические указания. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1995.

17. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: Союз, 1998. – 336с.

18. Заченицкий Р.А., Яковлева Е.К. Роль неправильного воспитания в происхождении неврозов. – М.: МГУ, 1960. – 40с.

19. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - 100с.

20. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.,1982. - 128с.

21. Изучение мотивации поведения детей и подростков./ Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 351с.

22. Исаев Д. Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л., 1980.

23. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335с.

24. Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. –336с.

25. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.

26. Кочубей Б.И. Мужчина и ребёнок. – М., 1990.

27. Лангмейстер Й. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Авицениум, 1984. – 163с.

28. Липкина А.И., Рыбак Л.А. Критичность и самосознание в учебной деятельности. - М., 1966. - 142 с.

Похожие работы на данную тему