Оcобенности формирования я концепции у подростков

Название работы: Оcобенности формирования я концепции у подростков

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

85 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Введение

………………………………………………………………………………..………3

Глава I. Теоретические аспекты формирования «Я - Концепции» и роль семьи в развитии личности подростка.

1.1. Психологическая сущность формирования «Я – концепции» у подростка ………………………………………………………………………..………..6

1.2. Психофизиологические особенности развития личности в подростковом возрасте……………………………………………………………………….12

1.3. Семья как основа формирования жизненной позиции ребенка и его личности………………………………………………………………………19

Выводы по первой главе................................................................................................21

Глава II. Зависимость особенностей развития личности в подростковом возрасте от стилей воспитания и взаимоотношений в семье.

2.1. Причины психической зависимости в подростковом возрасте

…………………………………………………………………………………22

2.2. Влияние взаимоотношений в семье на формирование личности подростка…………………………………………………………....................27

2.3. Влияние семейных отношений в полных и неполных семьях на конфликтность в подростковом возрасте……………………………………46

Выводы по второй главе………………………………………………………….54

Глава III. Экспериментальное изучение особенностей кризиса семейных отношений у детей подросткового возраста

3.1. Цели, задачи и гипотеза исследования……………………..………....55

3.2. Методика исследования…………………………………………….…56

3.2.1. Характеристика испытуемых………………………….……….56

3.2.2. Ход исследования……………………………………………....57

3.2.3. Используемые методики……………………………………….57

3.3. Результаты исследования и их обсуждение………………………….60

Выводы по третьей главе…………………………………………………………77

Заключение........................................................................................................................79

Библиография………………………………………………………………………80

Приложение…………………………………………………………………………85

Выдержка:

ВВЕДЕНИЕ

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Семья может выступить в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, столько может сделать семья.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная им система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений,

являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Представленная работа обращена к исследованию специфики развития личности подростков в условиях полных и неполных семей.

Работа состоит из трех глав. Первая глава представляет обзор психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме влияния семьи на формирования полноценной личности. Рассмотрены также психологическая сущность формирования «Я – концепции» у подростков, особенности их психофизиологического развития.

Вторая глава рассматривает зависимость особенностей развития личности в подростковом возрасте от стилей воспитания и взаимоотношения в семье. В качестве одного из самых важных аспектов развития личности подростка многие психологи рассматривают проблему стремления подростка к независимости, самостоятельности и развитие у него чувства ответственности. Развитие этих качеств у подростка может нарушаться в условиях кризиса семьи. А именно, у подростков, переживающих развод родителей, возможно формирование слишком раннего, чрезмерного стремление к самостоятельности, независимости от родителей, что, в свою очередь. может привести к серьезным конфликтам в семье. Некоторые психологи отмечают следующую особенность: подросткам с нездоровой, нефункциональной независимостью свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и общественных норм и потенциальная склонность к суициду. Также установлено, что чем меньше в семье происходит конфликтов, тем больше подростки продвигаются по направлению к психологической зрелости.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Итак, в результате нашей работы мы пришли к следующим выводам.

Рассмотрев различные модели структуры Я – концепции ребенка, мы выразили собственное понимание Я - концепции, которое может быть выражено следующим образом: «Я-концепция – элемент личностного образования, переживаемая, сложная, структурированная, относительно устойчивая, динамическая, иерархическая система, отражающая в сознании и самосознании значимость себя, объектов и явлений окружающего мира. Выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру. Формируется по законам логико-речевого мышления. В процессе отражения личности в модели мира соотносима с мировоззрением. Сложная картина включает самосознание, систему оценочных представлений о себе (образ Я) и опыт, на основе которых личность строит свое поведение. Она связывает качества в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. Частично существует и в бессознательной форме.». Далее мы выявили психофизиологические особенности развития личности в подростковом возрасте на основе анализа фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Мы согласны с Э. Шпрангером, по которому главными новообразованиями этого возраста являются открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Исследования позволили сделать вывод о том, что именно конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка определяют длительность подросткового периода, наличие или отсутствие кризиса и конфликтов, а также характер самого перехода от детства к взрослости. При этом мы не могли не отметить, что большое значение в этот период имеют единые требования к подростку в семье. Роль моделей родительского поведения важна не только в процессе приобретения привычек, но и служит способом преодоления стресса. Отношения привязанности, возникающие в семье, составляют не только основу его будущих взаимоотношений с людьми, но способствуют снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Таким образом, главная функция семьи – обеспечить базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования.

Библиография

1. Агапов В.С. Становление «Я – концепции» личности: теория и практика. – М., 1999. - 164 с.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов-на-

Дону, 1998.-448с.

3. Адлер А. Индивидуальная психология. / П.Я. Гальперин, А.Н. Ждан.

История зарубежной психологии. 30 - 60 гг. XX века. (Тексты). - М.,

1986.-с. 131-140.

4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы.//

Вестник Московского Университета. Психология. Сер. 14. - 1987. - №

2.-с. 60-72.

5. Андреева Л.А. Психологические особенности детско-родителъских

отношений в этносе, проживающем в диаспоре и на исконной

территории.: Дис. … канд. псих, наук., - М., 2000. - 143 с.

6. Антонов Л.И., Медведков В.М. Социология семьи. - М., 1996. - 304 с.

7. Архиреева Т.В. Родительские позиции как условия развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста.: Дис. ... канд. псих, наук -М., 1990.-169с.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического

анализа. - М., 1990. - 367 с.

9. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или как

научиться понимать своего ребенка. Его Величество Ребенок - какой он

есть. - М., 1999.-429с.

10. Баскина Ю.В. Методика диагностики родительского отношения

11. Берис Р. Развитие «Я – концепции» и воспитание. М., Прогресс, 1986. - 422с.

12. Берко Д.В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек.: Дис. Канд. псих. наук. - Ставрополь, 2000. -152с.

13. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М.. 1992.-400 с.

14. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.// Вопросы психологии. - 1976. - № 6. - с. 45 -

15. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. – 464 с.

16. Бондаренко ЕЛ. О психическом развитии ребенка. - Минск., 1974. - 144с.

17. Брагина Т.Н. Родительское отношение как психологический фактор личностного самоопределения ребенка в младшем школьном возрасте; Дис. ... канд. псих. наук. -Новосибирск, 2000. - 159 с.

18. Браун Дж.. Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001.-352 с.

19. Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого.: Дис. ... канд. псих. наук. - Пенза, 2000. - 237 с.

Похожие работы на данную тему