Концепция Вернадского В.И.

Название работы: Концепция Вернадского В.И.

Скачать демоверсию

Заключение 16

Список использованной литературы 18

Выдержка:

Введение:

Имя великого русского ученого и мыслителя Владимира Ивановича Вернадского широко известно и высокочтимо во всем цивилизованном мире. История науки знает немало великих имен, с которыми связаны фундаментальные открытия, однако почти всегда это ученые, работавшие в одной области знаний. Несравненно реже - мыслители, которые охватывали мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия вперед определяли развитие научного мировоззрения. Таковы Аристотель, Леонардо да Винчи, Ломоносов.

В ХХ веке соизмеримой им по своей универсальности и значению величиной стал В.И. Вернадский. Естествоиспытатель, основоположник геохимии, биогеохимии и учения о биосфере, минеролог, кристаллограф, радиогеолог, автор трудов по философии естествознания, науковедению. По словам его ученика, выдающегося геохимика А.П. Саукова, «минералогию он реформировал, биогеохимию и радиологию создал».

Но и это не все. В.И. Вернадский создал также учение о природных водах, внес крупный вклад в почвоведение, метеоритику, а главное - разработал учение о биосфере Земли и неизбежности ее превращения под действием коллективного разума и труда человечества в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные и духовные потребности численно возрастающего человечества. «Мы живем, - писал он, - в небывало новую, геологическую яркую эпоху. Человек своим трудом и своим сознательным отношением к жизни перерабатывает земную оболочку – геологическую область жизни, биосферу. Он переводит ее в новое геологическое состояние: его трудом и сознанием биосфера переходит в ноосферу».

Для страны и для отрезка истории, в которых ему пришлось жить, островком смысла и логики среди политических катаклизмов и бездумных социальных метаний стала наука. Вернадский принадлежал к тонкому слою наиболее образованных русских людей. Его часто и справедливо называют ученым-энциклопедистом. Действительно, зная основные европейские языки и общаясь с выдающимися учеными своей эпохи, он был в курсе всех открытий в области естественных наук, глубоко продумывал и философски обобщал эти открытия в своих многочисленных трудах. В своей книге «Биосфера» В.И. Вернадский впервые показал, что биосфера – закономерный результат развития нашей планеты, ее верхней области земной коры. Живые организмы в биосфере – не случайные гости, а часть закономерной организованности.

Глава 3:

Отцы космонавтики понимали, в отличие от нынешних людей, чей горизонт ограничен собственным ( или чужим ) банковским счетом, следующее: у природы нет любимчиков или изгоев, она слепа, но от этого не менее беспощадна. Биологический вид, который не стремится выжить всеми доступными способами, в частности – не стремится занять новые пространства, обречен.

Оставаясь на Земле, человечество обречено потому, что Земля – крохотная планета не самой большой звезды на окраине одной из множества галактик. Наша планета может столкнуться с астероидом, вероятность существует, наша звезда может погаснуть или вспыхнуть сверхновой. Таков масштаб проблемы: расселение Человека по космосу, такова срочность – катастрофа может произойти и через миллион лет, а может буквально завтра, причем некоторые из космических опасностей технически предотвратимы.

Надо понимать, что уже сейчас нагрузка на биосферу отходами промышленности сильная, Земля способна прокормить 10 млрд. человек, причем в случае оптимальной социальной организации, от чего мы дальше, чем в прошлые столетия. О цифрах можно спорить, но важен сам факт: ресурсы Земли ограничены.

Освоение мирового океана и земной толщи, безусловно, необходимо. Зарождение информационного общества как часть ноосферы также важно, но само по себе проблему не решит: Земля остается замкнутой системой. Не следует уповать на энергосберегающие технологии – тоже важные. Их внедрение связано с выносом вредных и энергоемких производств в страны «третьего мира», тоже путь в никуда, так как биосфера не признает государственных границ.

Практически у человечества остаются два пути: ограничение и сокращение численности или масштабный выход в космос. Первый путь неприемлем. Так как означает отступление в борьбе за существование, что равносильно поражению и вымиранию, во вторых далеко не в последнюю очередь под это сокращение попадаем и мы «россияне».

Заключение:

Признание того, отмечал В.И. Вернадский, что жизнь и разум суть общие проявления Космоса, коренным образом меняет положение биологических и гуманитарных дисциплин в системе научного знания. Их роль в построении научной картины мира резко возрастает. Явления жизни все глубже охватываются науками, связанными с исследованием атомного и субатомного уровней материи. А это, в свою очередь, означает, что жизнь входит в качестве составной части в общую картину мира на его наиболее фундаментальных уровнях. Будущее, говорил Вернадский, может быть чревато большими неожиданностями. Биокосмические идеи и концепции Вернадского по степени своей синтетичности, глубине и оригинальности настолько выходили за пределы ставших традиционными канонов биологического мышления, что далеко не сразу были восприняты многими учеными.

К настоящему времени положение начинает меняться, и сейчас трудно указать представляющие сколько-нибудь существенную общебиологическую значимость теории и направления, развиваемые как отечественными, так и зарубежными биологами и экологами, которые прямо либо опосредованно не были бы связаны с учением Вернадского о живом веществе, биогеохимией и концепцией биосферы.

Владимир Иванович Вернадский практически не раскрывал темы технической стороны выхода в космос, он касался скорее темы обоснования такого шага для человечества, как с точки зрения эволюции биосферы, так и неизбежности хода мировой истории.

Вернадский понимал неизбежность объединения человечества, понимал, что этот процесс необратим.

Вернадский верил в созидательную силу человечества, способную преодолеть врожденный вирус уничтожения себе подобных, и всей биосферы, считал, что только изменив себя здесь на Земле в лучшую сторону, сможет стать единой цивилизацией нового типа, уже космического, и проложить себе дорогу к другим мирам.

Похожие работы на данную тему