Идея развивающего обучения в трудах К.Д. Ушинского и его последователей

Название работы: Идея развивающего обучения в трудах К.Д. Ушинского и его последователей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

19 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

Содержание

Введение 3

1. Педагогическая деятельность К.Д.Ушинского 4

2. Последователи К.Д.Ушинского 11

Заключение 17

Список литературы 19

Выдержка:

Введение

Обучение – ведущая движущая сила психического развития ребенка, становления у него новых качеств ума, внимания, памяти и других сторон психики. Усвоение знаний и опыта деятельности не противопоставляется развитию, а является его основой. Продвижение в развитии становится условием глубокого и прочного усвоения знаний.

Проблема развивающего обучения интересовала педагогов многих поколений: Я.А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др. Естественно, в разное историческое время исследователи неодинаково представляют и истолковывают само понятие развивающего обучения. Сложность и в то же время позитивная сторона разработки этой темы заключается в органическом, естественном сочетании проблем педагогики и психологии: обучение — это компонент дидактики, развитие же — процесс психологический.

2. Последователи К.Д.Ушинского

Прогрессивные идеи К.Д. Ушинского нашли свое отражение в трудах его последователей Н.Ф. Бунакова, П.Ф. Лесгафта, К.В. Ельницкого, В.П. Вахтерова и др.

Непосредственной ученицей и последовательницей Ушинского была Елизавета Николаевна Водовозова (1844–1923) – известная в те годы детская писательница и педагог. Основное внимание она уделяла содержанию и методике воспитания в семье. Вслед за своим учителем Водовозова считала, что воспитание должно осуществляться на народной речи, народном творчестве. В главном своем труде «Умственное развитие детей от первого появления сознания до 8-летнего возраста» (1871, выдержало 7 изданий) Водовозова изложила программу развития у детей родной речи и методику использования русского фольклора. Развитие речи и мышления она рассматривала в тесной связи с накоплением чувственного опыта. Водовозова разработала программу наблюдений в окружающей жизни и природе, методические рекомендации к проведению «сидячих занятий» с искусственным дидактическим материалом («дарами» Фребеля). Положительной оценки заслуживают попытки широкого применения автором на этих занятиях произведений устного народного творчества: сказок, песен, поговорок, загадок.

Список литературы

1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского – М.: Просвещение, 2005. – 298 с.

2. Егоров С.Ф. Ушинский К.Д. – М.: ЖЗЛ, 2005. – 387 с.

3. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики – М.: Просвещение, 2007. – 425 с.

4. Латынина Д.И. История педагогики – М.: ФОРУМ, 2008. – 266 с.

5. Малышева Г.И. Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процесса обучения (на материале изучения химии в 8–11 классах) // 1 сентября. 2005. – №22

6. Педагогика // под ред. Щукиной Г.И. – М.: Просвещение, 2006. – 245 с.

7. Ушинский К.Д. Изд. соч. В 11 т. – М.: 1948-1952

8. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М. : Изд-во УРАО, 2005. - 496 с.

9. Хрестоматия по истории педагогики // ред.-состав., авт. вводных статей Пискунов А.И. – М.: Просвещение, 2006. – 521 с.

10. Ярулов А.А Психолого-педагогическое обоснование индивидуально-ориентированной системы обучения – Красноярск: Центр Информатизации Образования, 2002

Похожие работы на данную тему