Вопросы к ГОСам по психологии

Название работы: Вопросы к ГОСам по психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

45 стр.

Год сдачи:

2009 г.

Содержание:

1.Особенности познавательной ситуации изучения личности. Многомерность проявлений личности

2. Образы человека в психологии

3. Категория деятельности в психологии личности. Принцип объектной и предметной детерминации деятельности человека.

4. Интериоризация и экстериоризация как механизмы социализации человека. Опосредствование и сигнификация как механизмы овладения и саморегуляции поведения человека.

5. Движущие силы развития личности

6.Роль среды и наследственности в развитии личности

7. Двухфакторные теории детерминации развития личности

8. Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития личности

9. Гомеостатическая модель развития личности. Теория Ж. Пиаже

10. Прикладные направления гомеостатического понимания развития личности. Психосоматика.

11. Образ жизни, индивидные свойства человека и совместная деятельность как предпосылки и основания для развития личности.

12. Соотношение задатков, способностей и личности.

13. Соотношение темперамента, характера и личности.

14. Системная схема детерминации развития личности. Понятие и характеристики системы.

15. Организация личности и индивидные свойства человека. Основные стратегии исследования.

16. Сравнительный анализ стратегий изучения человека в психологии личности

17. Схема индивидных свойств человека и особенности регуляции поведения.

18. Гуморальная концепция темперамента.

19. Конституциональные типологии темперамента и характера личности. Концепции Кречмера и Шелдона. Недостатки и критика конституциональных типологий.

20. Проблема критериев периодизации развития человека.

21. «Биологический» возраст и периодизация развития индивида. Периодизации Блонского, Геззелла, Холла

22. Периодизация развития Д. Б. Эльконина. Понятие Ведущей деятельности, зоны ближайшего развития и новообразования.

23. Понимание личности в школе А.Н. Леонтьева. Этапы и механизмы формирования личности.

24. Общие представления о личности в гуманистической психологии

25. Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе.

26. Общие представления о личности в теории К. Левина и когнитивной психологии.

27. Защитные механизмы и их роль в регуляции поведения личности.

28. Личность в критических ситуациях (стресс, фрустрация, конфликт, кризис).

29. Методы исследования личности в разных направлениях психологии. Психодиагностика.

30. Взаимосвязь психологических концепций личности и психотерапевтических практик

31. Групповые и индивидуальные методы работы по оказанию психологической помощи личности.

32. История и современное состояние проблемы альтруизма в психологии.

33. Мотивация альтруистического поведения личности и возможности ее формирования.

34. Психологический анализ феноменов идентификации и эмпатии.

35. Межэтнические установки личности (стереотипы, предубеждения, предрассудки) как регуляторы социального поведения.

36 Культурно-историческая теория Л.С. Выготского. Высшие психические функции: их строение, свойства, генезис. Понятие интериоризации.

37. Деятельностный подход в психологии личности.

38. Социализация личности. «Социальная ситуация развития». Её место в становлении личности.

39. Социально-ролевой подход к изучению личности.

40. Социальный характер, национальный характер и характер индивидуальности

Выдержка:

1.Особенности познавательной ситуации изучения личности. Многомерность проявлений личности

Первое отличие познавательной ситуации исследования психологических закономерностей становления и развития личности состоит в том, что в психологии до сих пор возникают серьезные затруднения при попытках очертить сферу эмпирических фактов, относящихся к предмету психологического, изучения личности. Многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в истории развития общества и его собственной жизни, превращает исходный вопрос любого познания — вопрос об эмпирической сфере изучения личности — в камень преткновения и арену самых оживленных дискуссий. С подобной остротой вопрос об исходном пункте исследования не стоит ни в психологии познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления), ни в других отраслях психологической науки — социальной психологии, возрастной и педагогической, медицинской, инженерной и психологии труда, психофизиологии, зоопсихологии и т. д.

Второе отличие познавательной ситуации психологического изучения личности — насущная необходимость учета междисциплинарного статуса проблемы личности, находящейся в поле внимания общественных и естественных наук, практики и духовной культуры. Любая область психологического исследования так или иначе соприкасается со смежными течениями науки. Например, психология мышления граничит с логикой, лингвистикой, семантикой и кибернетикой, занимающейся моделированием искусственного интеллекта. Социальную психологию нельзя представить вне теснейших контактов с социологией, историей и этнографией. Любой медицинский психолог должен быть вооружен знаниями по психиатрии, нейрофизиологии, анатомии и морфологии нервной системы. Но вряд ли можно сегодня назвать такую область науки или практики, которая бы хоть в какой-то степени не отнесла такой объект исследования, как личность, к своей «территории», оказалась бы равнодушной к проблеме личности. Даже в такой зрелой, являющейся образцом объективности и идеалом точности науке, как физика, положение о неразрывности наблюдателя и наблюдаемых явлений, особенно явлений микромира элементарных частиц, становится основой корректно проводимого исследования. Личность познающего субъекта входит тем самым в физике в сам процесс анализа объективной реальности. Что же касается традиционных конкретных областей человекознания и обществознания — истории, филологии, социологии, этнографии, антропологии, демографии т. д., — то в каждой из них волна интереса к разным аспектам проблемы личности неуклонно нарастает.

Похожие работы на данную тему