Государственное регулирование жилищного строительства в России

Название работы: Государственное регулирование жилищного строительства в России

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Жилищное право

Страниц:

90 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 1

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы государственного регулирования жилищного строительства 5

1.1. Характеристика отрасли жилищного строительства на современном этапе 5

1.2. Развитие отрасли жилищного строительства 15

1.3. Необходимость государственного регулирования жилищного строительства 22

Глава 2. Анализ состояния отрасли жилищного строительства на примере г. Москвы 34

2.1. Анализ состояния отрасли жилищного строительства г. Москва 34

2.2. Меры воздействия государства на жилищную отрасль в г. Москве 47

Глава 3. Направления совершенствования государственного регулирования отрасли жилищного строительства 62

Заключение 75

Список литературы 81

Приложения 87

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы исследования обусловлена настоятельной необ-ходимостью дальнейшего совершенствования организационно- экономиче-ского обеспечения жилищного строительства, призванного удовлетворять насущные потребности населения страны в доступном и качественном жи-лье. Особая потребность исследования данной проблемы связана с устране-нием провалов в финансировании строительства под воздействием мирового финансового кризиса. Жилищное строительство, являясь составной частью строительного комплекса России, сегодня во многом определяет стратегию ее социально-экономического роста, включая развитие производительных сил, формирование производственного и инфраструктурного потенциала и создает условия для применения важнейших факторов жизнедеятельности и жизнеобеспечения общества.

С растущими темпами урбанизации, обострением экологических про-блем возникла объективная необходимость разработки и применения на практике научных и методологических основ повышения эффективности управления жилищным строительством в условиях современных мегаполи-сов.

Кроме того, при формировании и становлении рыночных отношений многие субъекты Российской Федерации, регионы, мегаполисы и корпорации строят свои взаимодействия как конкуренты в городских хозяйствах в целом и строительных компаниях, в частности. Отрасль жилищного строительства является сложной по многим параметрам и одной из значимых в жизнедея-тельности современных крупных городов.

В 2000–2009 гг. появились новые весомые факторы влияния на иссле-дуемую сферу, требующие учета при строительстве жилья. К ним следует отнести участие в управлении жилищным строительством многих структур – федеральных, окружных, городских, муниципальных; повышение требова-ний покупателей к качеству жилья; усиление конкурентной борьбы на инве-стиционном рынке; рост цен на строительные материалы, энергоносители; финансовый кризис и др.

В планах сбалансированного развития мегаполиса строительство жилья занимает особое место из-за своей социальной функции многоаспектного влияния на экономику и рабочие места. Экономический рост любого города изменяет спрос на жилье в количественном, качественном и временном от-ношениях. Так, Санкт-Петербург, в котором вопросам строительства жилья уделяется большое внимание, вошел в число пяти городов, участвующих в Жилищном проекте Российской Федерации, а программа «Жилище» призна-на в государстве макроэкономическим приоритетом. Развитие строительного комплекса тесно связано с вопросами привлечения инвестиций, при этом строительство нового жилья – один из самых сильных инвестиционных фак-торов в экономике, который в значительной степени финансируется частным сектором. Содействие долевому строительству жилья и развитию собствен-ности стимулирует мобилизацию частного капитала в мегаполисе.

Глава 3:

Правительство Швеции согласно закону о регулировании цен имеет право осуществлять меры по прямому воздействию на них. Одной из таких мер является замораживание цен, применяемое в крайних случаях и на ко-роткий срок. Это может быть угроза общего значительного повышения цен, возникновение резких дисбалансов на рынке, всплески инфляции. Возможно также селективное замораживание цен, т. е. по отдельным това¬рам или услу-гам, включая плату за жилье. Законом предусмат¬ривается возможность уста-навливать государством максималь¬ный уровень цен на отдельные товары, вводить порядок, при котором повышение цен допускается только после предваритель¬ного уведомления и обоснования.

Контроль за ценами в Швеции основывается на законе об обязательно-сти представления сведений о ценах и уровне конку¬ренции и осуществляется в разнообразных формах. Государ¬ственное управление цен и конкуренции ведет постоянное на¬блюдение за колебанием цен в целом по стране и в неко-торых специально оговоренных сферах деятельности, в частности, стро¬ительстве жилья, транспорте и связи, энергетике и др. Оно воз¬действует на уровень цен через государственную монополию и государственные предпри-ятия. Значительное влияние на цены в соответствующих областях оказывают государственный энерге¬тический концерн и шведские железные дороги. Предприятия госсектора определяют цены на свою продукцию, исходя из рыночных условий, но в некоторых случаях на уровень цен вли¬яют и госу-дарственные тарифы. Правительство определяет нор¬му прибыли энергетиче-ского концерна, в зависимости от кото¬рой устанавливается тариф на постав-ку электроэнергии.

Государство жестко регулирует закупочные цены на важней¬шие виды сельскохозяйственной продукции. Ежегодно в перего¬ворах между прави-тельством и объединением сельскохозяйствен¬ных производителей фиксиру-ется уровень цены на продоволь¬ственные товары. Наконец, особая сфера це-нообразования — цены на жилье, чрезвычайно высокий уровень, которых побужда¬ет государство выдавать гражданам, особенно молодым семьям, жи-лищные субсидии и льготные долгосрочные займы.

Определенными функциями в области контроля за ценообра¬зованием располагают местные органы самоуправления, по¬скольку они обладают мо-нополий на водоснабжение, канализа¬цию и некоторые другие виды деятель-ности.

Опыт развитых зарубежных стран показывает, что в вопро¬сах ценооб-разования в строительстве велика роль заказчика. Если государство занима-ется в основном регулированием нор¬мы прибыли, то от деятельности заказ-чика во многом зависит снижение издержек производства.

В Англии, Финляндии и Швеции представителем заказчика чаще всего является архитектор. Он устанавливает предвари¬тельную стоимость строи-тельства объекта, на основе торгов вы¬бирает генподрядную фирму, в кон-тракте с которой определя¬ются экономичные методы производства в целях оптимизации стоимости строительства.

В США государственные и территориальные органы управ¬ления разра-батывают нормативные технико-экономические по¬казатели в области строи-тельства. Нормативные показатели используются для определения стоимости и трудоемкости стро¬ительства конкретного объекта.

Когда цена строительного объекта превышает показатель «издержки производства плюс средняя норма прибыли», госу¬дарственные органы могут вмешаться и отрегулировать цену. Обычно средняя норма прибыли при осу-ществлении строитель¬но-монтажных работ составляет 10—12% к издержкам производ¬ства. Если норма прибыли оказывается выше, то государствен¬ные органы изучают причины роста. В тех случаях, когда повы¬шение цены на объект строительства не связано с объективными причинами, вызывающими увеличение себестоимости производ¬ства, принимаются меры по ограниче-нию цены.

Одним из основополагающих принципов деятельности зару¬бежных строительных фирм при реализации инвестиционных проектов является дос-товерное определение стоимости всего проекта, отдельных его частей, этапов или видов работ, которая рассчитывается на разных фазах жизненного цикла проекта.

При проведении подрядных торгов фактор стоимости пред¬мета торгов становится решающим для определения победителя и составляет 50—70% в ряду других факторов. Участники торгов тщательно подходят к разработке цены предмета торгов. Конку¬рентная борьба в процессе торгов оптимизирует его стои¬мость.

В зарубежных странах с рыночной экономикой на этапе под¬рядных торгов, а также на других этапах инвестирования сто¬имость строительства определяется с широким использованием укрупненных показателей стоимо-сти строительства (УПСС).

В США компания R.S. MEANS ежегодно большим тиражом издает сборники цен со среднеамериканскими стоимостными показателями, а также сборники укрупненных показателей.

В Англии фирма TECHNICAL INDEXES LTD обеспечивает участников инвестиционного процесса укрупненными показате¬лями стоимости видов работ и конструктивных элементов, публикуя сборники WESSEX и выпуская компактные лазерные диски.

В России целесообразно создание межре¬гиональных хозрасчетных ор-ганизаций аналогичного профиля.

Важная роль в государственном регулировании и стимули¬ровании ин-вестиционно-строительной деятельности принадле¬жит законодательным и нормативным актам, не вызывающим после своего выхода в свет неприятия в деловых строительных кругах. В этой связи вызывает большие сомнения Фе-деральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некото¬рые законодательные акты Российской Федерации», поскольку ряд его положений недостаточно прора-ботан и не способствует достижению важнейшей социальной цели — сниже-нию стоимо¬сти квартир в строящихся и проектируемых жилых домах.

Так, инвесторы-застройщики (руководители инвестиционно-строительных компаний) с учётом накопленного опыта обосно¬ванно счита-ют, что параграф первый статьи 3 указанного зако¬на по привлечению денеж-ных средств участников долевого стро¬ительства (создания) многоквартирно-го дома и (или) иных объектов недвижимости только после опубликования и (или) размещения проектной декларации и государственной регистра¬ции права собственности или права аренды застройщика на землю приведёт к уд-линению инвестиционного цикла на 6-9 месяцев и соответственно к удоро-жанию строящихся объектов. Поскольку участники долевого строительства (физические и юридические лица) не будут вносить денежные средства в ин-ве¬стиционный процесс с начала осуществления строительства со¬ответствующего объекта, то инвестиционно-строительная ком¬пания вынуж-дена будет брать кредит в коммерческом банке под 15—19% годовых. Инве-стор-застройщик это «бремя» отнесет на будущих владельцев квартир.

Заключение:

Подведем итоги проделанной работы.

Строительство относится к числу ключевых, фондообразующих отрас-лей, во многом определяющих темпы развития экономики страны, решение важнейших социально-экономических задач.

Строительство на современном этапе представляет собой динамично развивающейся комплекс, от которого напрямую зависит решение жилищной проблемы в России, темпы обновления основных фондов, структурная пере-стройка промышленности и, в конечном счете, эффективность реорганизации всей экономики.

Состояние и тенденции развития строительной отрасли определяются общеэкономической ситуацией в стране. Наиболее значимыми факторами развития отрасли являются: направления и источники инвестиций, инвести-ционный климат; состояние финансовой сферы; обеспеченность кадрами; политика в отношении привлечения иностранных трудовых мигрантов; уро-вень производства стройматериалов; уровень жизни населения; деловая ак-тивность в различных сегментах товарного и финансового рынка.

Общая экономическая ситуация в наибольшей степени повлияла на сферу жилищного строительства, что определяется, прежде всего, сокраще-нием потребительского спроса на рынке жилья.

При этом потенциальный спрос на жилье остается высоким. В немалой степени возможность граждан приобрести жилье ограничена снижением до-ходов населения и объема предоставляемых ипотечных кредитов.

Спад в строительной отрасли, произошедший во всех субъектах Рос-сийской Федерации под воздействием последствий кризисных явлений, в наибольшей степени отразился на экономике данных регионов.

По вводу в эксплуатацию жилых домов Московская область продолжа-ет занимать лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации. При этом в 2009 году 41,4 % от всего вводимого в эксплуатацию жилья в Московской области будет построено населением за свой счет и с помощью кредитов. Уровень жилищного строительства 2008 года в прогнозном перио-де будет превышен среди рассматриваемых субъектов только в Ленинград-ской области.

Реформирование системы государственного управления в России – од-но из главных условий ускорения социально-экономического развития стра-ны. Одним из важнейших направлений является административно-правовое регулирование общественных отношений в сфере обеспечения граждан жильем. Жилищная проблема в России, обострившаяся в условиях перехода к рыночной экономике, определяет необходимость совершенствования жи-лищного законодательства как неотъемлемой части стабилизации экономики государства. Проблема обеспечения жильем граждан РФ - основная соци-альная проблема, стоящая перед Российским государством.

Существует два вида государственного регулирования жилья: прямое и косвенное, каждый из которых содержит определенный набор инструментов. Основным инструментом прямого регулирования рынка жилья является за-конодательно-нормативная база (правовое регулирование).

На современном этапе реформирования жилищной сферы в России ос-новная задача государственной жилищной политики – разработка механиз-мов повышения доступности жилья для различных категорий населения. В настоящее время осуществляется приоритетный национальный проект «Дос-тупное и комфортное жилье - гражданам России». Основным инструментом его реализации служит федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная постановлением Правительства от 31 декабря 2005 г. № 865. Основной целью Программы является комплексное решение пробле-мы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сфе-ры, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и ком-фортные условия проживания в нем.

Похожие работы на данную тему