Вопросы к госэкзамену по практической психологии

Название работы: Вопросы к госэкзамену по практической психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Психология развития, возрастная психология

1.Раннее младенчество. Общая характеристика.

2.Влияние дефицита общения на психическое развитие ребенка.

3. Условия возникновения потребности в общении у младенца. Развитие средств общения.

4.Развитие речи в раннем возрасте

5.Особенности развития предметных действий в раннем возрасте

6.Развитие психических процессов в раннем возрасте.

7.Кризис 3-х лет. Личностные новообразования раннего возраста.

8.Сюжетно - ролевая игра, ее значение для психического развития дошкольника.

9.Генезис сюжетно - ролевой игры. Уровни развития.

10.Познавательное развитие дошкольника

11.Развитие личности дошкольника.

12.Психологическая готовность к школе.

13.Структура и генезис учебной деятельности.

14.Мотивация учения. Условия ее формирования.

15. Новообразования младшего школьного возраста.

16.Проблема подросткового кризиса.

Вопросы 1С Государственному экзамену по психологии (общие для всем видов специализации)

1.Психология как наука; определение, предмет, объект, место в системе научного познания.

2.Сравнительный анализ психики животных и человека. Филогенетические предпосылки возникновения психики.

3.Развитие представлений о предмете психологии (исторический обзор). Современные представления о нем

4. Категория деятельности в психологии. Строение индивидуальной деятельности человека.

5.Категория сознания в психологии, Основные характеристики сознания. Принцип единства сознания и деятельности

6.Психофизиологическая проблема и ее обсуждение в психологии.

7.Представление о субъекте деятельности. Соотношение понятий индивида, личности, субъекта, индивидуальности, Органические предпосылки развития индивидуальности.

8.Способности, их измерение и развитие

9.Темперамент, его физиологические основы и психологическое описание

10. Характер, его строение и формирование. Характер и личность, Основные подходы к типологии индивидуальности. Акцентуации характера.

11. Категория потребности в психологии, Основные подходы к классификации потребностей, Механизмы опредмечивания потребностей. Проблема базовых потребностей человека.

12. Категория мотива в психологии, Определение и классификация мотивов. Мотив и мотивация. Типы мотиваций.

13. Развитие мотивационной сферы человека и развитие личности.

14.Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

15.Категория личности в психологии. Проблема структуры личности.

16. Проблема периодизации развития личности, Понятия социализации и социальной ситуации развития.

17. Самосознание: определение, критерии, уровни развития, "Образ Я".

18. Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно - исторического опыта.

19. Категория общения в психологии, Психологический анализ

процессов общения.

20. Высшие психические функции человека, Определение

понятия, характеристика строения и развития,

21. Категория познания в психологии, Общая характеристика познавательной деятельности, Познание и сознание, Основные определения познавательных процессов.

22. Определение восприятия, Феноменология перцептивных образов. Общее представление о двойственной природе перцептивного образа. Константность восприятия и предметность восприятия,

23.Определение внимания. Основные виды и свойства

внимания, Внимание как функция психического контроля.

24. Общее представление о памяти, Классификация видов

памяти. Основные направления исследований.

25 Социальная природа памяти человека. Память и деятельность. Мотивация и запоминание

26.Виды и функции речи, Л.С. Выготский о развитии мышления и речи.

27.Мышление и интеллект, Теории мышления в работах отечественных и зарубежных ученых.

28. Этапы развития мышления. Стадии развития интеллекта по Ж.Пиаже. Процесс мыслительной деятельности и ее структурные компоненты.

29. Социокультурная регуляция деятельности. Социализация индивида как присвоение общественно-исторического опыта,

31. Определение, функции и условия возникновения эмоций. Эмоции и познавательные процессы, Эмоции и личность Возможные основания классификации эмоций.

32. Специальная психология как наука. Её место в системе наук. Категориально-понятийный аппарат специальной психологии.

32. Методы специальной психологии. Их специфика. Роль каждого из методов в диагностической, консультативной и реабилитационной работе психолога.

33. Предмет и задачи социальной психологии. Место

социальной психологии в системе научного знания,

34. Категория общения. Структура и функции общения.

35. Коммуникативная сторона общения, Передача и интерпретация вербальной и невербальной информации.

36. Перцептивная сторона общения. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления

37. Интерактивная сторона общения. Взаимодействие с точки зрения трансактного анализа»

38. Классификация групп. Возникновение малой группы. Структура и динамические процессы в малой группе.

39. Понятие стереотипа в социальной психологии, Механизм стереотипизации. Функции социальных стереотипов,

40. Конфликтное взаимодействие. Понятийная схема социально - психологического анализа конфликта.

34. Основные положения теории культурно - исторического развития психики Л,С, Выготского.

35. Закон развития высших психических функций:

36. Кризисы в психическом развитии,

44. Понятия «социальная ситуация развития»и «зона

ближайшего развития". Значение этих понятий для психологии и педагогики.

45. Понимание условий и источников развития психики вотечественной психологии,

46. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии.

47.Психологические особенности ребенка раннего возраста,

48.Психологические особенности дошкольника,

49. Психологические особенности младшего школьника,

50. Психологические особенности подростка,

51.Определение и общая характеристика клинической психологии как науки: предмет, объект, методы.

52.Практические задачи клинической психологии

53.Принципы построения клинико - психологического обследования.

54.Категория "норма" в клинической психологии.

55. Синдром, симптом и фактор в клинической психологии. Примеры классификаций симптомов и синдромов.

56.Внутренняя картина болезни (ВКБ): динамика формирования, роль в регуляции деятельности.

57. Классификации нарушений развития с позиций разных подходов (патопсихологического, нейропсихологического, клинико-педагогического и других).

58.Социально-психологические проблемы специальной психологии.

59.Концепция развития комплексной помощи детям с проблемами в системе образования.

60. Общие и специфические закономерности аномального развития.

Выдержка:

Психология развития, возрастная психология

1.Раннее младенчество. Общая характеристика.

В психологии существуют различные подходы к пониманию и исследованию младенческого возраста. В бихевиоризме младенец рассматривается как природное существо, которое приспосабливается путем научения к новым условиям своей индивидуальной жизни. В концепции Ж. Пиаже младенец- максимальное эгоцентричное и аутичное существо. В психоаналитической концепции ключевое значение придается ранним отношениям младенца с близким взрослым, которые имеют в основном инстинктивных характер. Л.С. Выготский рассматривал младенца как максимально социальное существо, поскольку с момента рождения все его отношения с миром опосредованы близкими взрослыми. Младенец не пассивное существо, реагирующиее на внешние сигналы. Он не только принимает воздействия матери, но и сам активно влияет на ее поведение и способен к полноценному диалогу. Младенческий возраст не является однородным периодом.

Новорожденность — своеобразный период жизни младенца, который продолжается от рождения до конца первого месяца жизни. Рождение для организма является большим потрясением. От вегетативного физиологического существования в относительно постоянной и защищенной среде он переходит в совершенно новые условия. Период новорожденности считают кризисным, поскольку первые недели жизни ребенок адаптируется ко внешнему миру. Ребенок рождается на свет с определенным набором рефлексов, одни из которых обеспечивают физиологическую адаптацию ко внешнему миру и сохраняются в дальнейшем, другие имеют атавистический характер. Рефлексы новорожденных не являются основой его психического развития. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Потребность в общении со взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. Мать с самого начала относится к ребенку как к полноценной личности, наделяя его действия и движения определенным человеческим смыслом. Она строит сигнальную связь в общении с ним.

Похожие работы на данную тему