Введение
Актуальность исследования. Происходящие изменения во всех сферах жизни нашего общества: в политике, экономике и культуре зависят от реальной личности, обладающей профессиональной подготовкой, мощным творческим потенциалом, социально зрелой позицией. Только через культурные традиции, духовную преемственность поколений осуществляется связь времен. Без культуры, без образования нет нравственности, а без нравственности не действуют социальные законы. Проблемы нравственного воспитания оказались в фокусе всеобщего внимания. Но нравственное воспитание занимало не последнее место и раньше. На уроках учителя и прежде использовали произведения изобразительного искусства, однако искусство в школе словно утратило свой потенциал, перестало быть действенным орудием воспитания личности.
2. Пути и условия формирования нравственных качеств у подростков средствами изобразительной деятельности в образовательном учреждении
2.1 Программа опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных качеств у подростков средствами изобразительной деятельности в ОУ
Программа нравственного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Специфика программы «Изобразительное искусство» определяется тем, что учащиеся познают мир в форме художественных образов, основу которых составляют эмоционально-чувственные и понятийно-образные представления о нем.
Главной целью программы «Изобразительное искусство» является формирование художественной культуры личности учащегося, его духовно-нравственное воспитание.
Задачи преподавания изобразительного искусства предполагают создание условий для:
- постижения нравственного и культурного опыта поколений через специфический язык искусства;
- развития самосознания учащихся и формирования у них нравственных качеств на основе понимания самоценности явлений искусства и культуры;
- формирования у школьников эмоционально-ценностного отношения к явлениям искусства, действительности, собственной художественной деятельности;
Список использованной литературы
1. Апресян Г.З. Эстетическое восприятие и детская фантазия – Мн.: НИО, 1999
2. Асмолов А.Г. Сущность педагогического процесса воспитания//Хрестоматия по педагогике. – Ч.1
3. Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. –М., 1985.
4. Башилов Я. А. Ребенок-художник. – М., 1929
5. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2002.
6. Бестужев-Лада И. В. Деградация искусства 20 века глазами социолога. - Искусство и образование, 1998, № 4
7. Быков Р. А. «Новаторство - в том, чтобы в новых условиях защищать вечное». - Искусство в школе, 1998, № 3
8. Дмитриева Л. Г. Выявление творческого потенциала у детей и средства его активизации. – М., 1982.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000.
10. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности/Хрестоматия по педагогике.– Ч.1
11. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива//Психологический журнал. –1995. -№2.
12. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961
13. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 2003
14. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие школьников. М., 1983
15. Каган М. Роль и взаимодействие искусств в педагогическом процессе/в школе. –1987.- №4.
16. Колесникова И.А. Воспитание человеческих качеств// Хрестоматия по педагогике. –Ч.1.
17. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности //Хрестоматия по педагогике. – Ч.1
18. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 1999
19. Копылова А.В. Технология урока искусства, Москва, 2004
20. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 1981.
21. Лабковская Г.С. Изобразительно творчество. - М. 2004
22. Лутовинов В.И. Как активизировать учение школьников. –М., 1985.
23. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у подростков. – Волгоград, 1983.
24. Мой путь - от искусства к педагогике. - Искусство в школе, 1998, № 5
25. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 2001
26. Печко Л.П. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. - М.: Флинта, 1999
27. Программа для средних общеобразовательных учебных заведений «Изобразительное искусство и художественный труд», Москва, 2001
28. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. Мн., 1999
29. Петрова Н. Н. Критерии оценки Изо-деятельности школьников.// Советская педагогика, 1991, №12.
30. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М., 1980.
31. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. — М., 1985.
32. Ракитянская Т. Искусство в школе. –1996. -№3
33. Синюкова В. С. Формирование нравственно-эстетического отношения школьников к искусству. - М. 1995
34. Солдатенкова М.Д. Программа по изобразительному искусству. Ярославль, КСПК, 1995.
35. Тыковский А. А. Цвет в живописи. — М., 1983.
36. Теория нравственного воспитания школьников. - М.: Просвешение, 1983
37. Харламов И.В. Как активизировать учение школьников. –М., 1985.
38. Художественная культура древнего мира, средних веков и эпохи Возрождения. VI-VIII кл. Мировая художественная культура.- М., 1994.
39. Шадриков С. Р. Духовные способности. – М.: Магистр, 1996
40. Шацкая В.Н. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т.Т.1/ Под ред. Н.П.Кузина, М.Н. Скаткина, - М.: Педагогика,1990
41. Школа изобразительного искусства, В 10-ти вып. — М., 1960-1963.
42. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1-11 классе. — М., 1985.
43. Щербаков В.С. Изобразительное искусство Обучение и творчество. – М., 1998
44. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника//Хрестоматия по педагогике. –Ч.1.