Основы развития памяти в младшем школьном возрасте

Название работы: Основы развития памяти в младшем школьном возрасте

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

38 стр.

Год сдачи:

2011 г.

Содержание:

Введение 3

Глава 1.Теоретические основы развития памяти в младшем школьном возрасте 6

1.1.Сущность, структура и механизмы развития памяти 6

1.2.Развитие памяти младших школьников 8

Глава 2.Эксперимент по продуктивному развитию памяти у младших школьников 13

2.1.Программа и методики эмпирического исследования 13

2.2.Динамика развития памяти младших школьников 15

2.3.Практические рекомендации по совершенствованию развития памяти младших школьников 20

Заключение 23

Список использованной литературы 26

Приложение 29

Выдержка:

Введение:

Актуальность. Благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечиваю¬щий преемственность психических процессов и объединяющий все познаватель¬ные процессы в единое целое.

Существует три мнения по вопросу памяти детей. Первое мнение, высказанное рядом психологов (А.А.Смирнов, О.Ю Ермолаев), говорит о су¬ществовании у детей двух видов памяти, где первая - это физио¬логическая составляющая, а вторая - психологическая (духовная). Согласно второму мнению (В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина), память ребенка достигает развития в раннем возрасте, после чего ее активность резко снижается. Третье мнение высказывают сторонники кульминационной идеи (А.И. Липкина, С.Н. Костромина), которые утверждают, что развитие памяти достигает своего апогея в возра¬сте 10 лет, после чего постепенно снижается.

Исследование 3. М. Истоминой [3; 45], посвященное развитию па¬мяти у детей, показало, что главная особенность процессов памяти, которые происходят в этот период, заключает¬ся именно в том, что процессы запоминания, припоминания из не¬произвольных превращаются в намеренные, произвольные. А это значит, что перед ребенком выделяется сознательная цель запом¬нить, припомнить, и он научается активно достигать этой цели. Совершенно аналогичная перестройка процесса происходит, как показывают данные Я. Л. Агеносовой [3;45], и в процессах восприятия, которые также становятся в этом возрасте управляемыми, приоб¬ретают черты подлинной произвольности.

Исследованием памяти занимались и известные зарубежные психологи: ассоциативную теорию памяти выдвинули Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер, смысловую теорию памяти разрабатывали А. Бине и К. Бюлер.

Глава 2:

Одной из задач обучения младшего школьника является совершенствование такого важнейшего для успешной учеб¬ной деятельности психического процесса, как память.

С этой целью можно использовать систему тре¬нинговых упражнений, которые позволяют решать следующие конкретные задачи обу¬чения:

- расширить представления учащихся о памяти, ее свойствах и значении в жизни человека;

- закреплять умение самостоятельно ис¬пользовать различные приемы для развития памяти;

- увеличить объем и прочность запоми¬наемого материала.

Кроме того, использование тренинга по развитию разных видов памяти позволяет:

- стимулировать познавательную и твор¬ческую активность детей;

- развивать их устную и письменную речь;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Учитель может рассказать учащим¬ся о приемах произвольного запоминания: специально используя различные их ва¬рианты, человек проявляет активность в процессе запоминания, что способству¬ет развитию произвольной памяти. Очень полезно использовать прием ассоциатив¬ного запоминания.

Например, дана для запоминания груп¬па слов: яблоко, платье, небо, солнце, морковь, лист, куст, помидор, флаг, куз¬нечик. Все слова легко делятся в соответ¬ствии с их цветом: красным (яблоко, по¬мидор, флаг), желтым (солнце, морковь), зеленым (лист, куст, кузнечик). Если цвет сделать способом запоминания, то все слова легко запомнить.

После выполнения уп¬ражнений идет коллектив¬ное обсуждение способов ассоциативного запомина¬ния.

Далее учитель рассказы¬вает о других способах быс¬трого запоминания:

-объединение слов в груп¬пы по разным признакам (растения - животные; посу¬да - мебель; слова с безудар¬ными - ударными гласными и пр.).

-использование пикто¬грамм - небольшие рисунки-символы, отражающие ха¬рактеристику слова (поня¬тия);

- использование приема «цепочка».

Взрослые могут дать несколько советов младшим школьникам для того, чтобы дети пытались заняться тренировкой своей памяти:

1. Усталость и утомление — враги памяти. Хочешь хорошо запомнить заданный на дом материал, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.

2. Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подго¬товке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражен, взволнован, то сна¬чала успокойся.

3. Постарайся избавиться от лени. Лень — злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес. По мнению К. Д. Ушинского, «причиной забывчивости часто бывает леность вспомнить забытое»[43;171].

Заключение:

Проанализировав состояние проблемы исследования памяти в психологической науке, можно сделать вывод, что психологические учения о памяти намного старше ее медицинского, генетического, биохимического и кибернети¬ческого исследования. Одной из первых психологических тео¬рий памяти, не потерявшей своего научного значения до насто¬ящего времени, была ассоциативная теория. В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи между отдельными психическими феноменами, разработанное Г.Эббингаузом, Г.Мюллером, А. Пильцекером и др. В конце XIX в. на смену ассоциативной теории памяти при¬шла гештальттеория. Для нее исходным понятием и одновре¬менно главным принципом, на базе которого необходимо объ¬яснять феномены памяти, выступила не ассоциация первичных элементов, а их изначальная, целостная организация — гештальт. Именно законы формирования гешталъта, по убеждению сторонников этой теории, определяют память.

Примерно в это же время, т.е. в начале XX в., возникает смысловая теория памяти. Утверждается, что работа соответст¬вующих процессов находится в непосредственной зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысло¬вые структуры (А.Бине, К.Бюлер). В отечественной психологии преимущественное развитие по¬лучило направление в изучении памяти, связанное с общепси¬хологической теорией деятельности. В контексте этой теории память выступает как особый вид психологической деятельно¬сти, включающей систему теоретических и практических дейст¬вий, подчиненных решению мнемической задачи - запомина¬ния, сохранения и воспроизведения разнообразной информа¬ции. Начало изучению памяти как деятельности было положено работами французских ученых, в частности П.Жане. Он одним из первых стал трактовать память как систему действий, ориен¬тированных на запоминание, переработку и хранение материа¬ла. Французской школой в психологии была доказана социаль¬ная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависи¬мость от практической деятельности человека.

Ряд интересных фактов, раскрывающих особенности меха¬низмов запоминания, условия, при которых оно происходит луч¬ше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А.Смирнов. Он установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, ко¬торые связаны с преодолением препятствий, в том числе и са¬ми эти препятствия.

Существует достаточно большое количество теорий, пытающихся объяснить процессы памяти.

Рассмотрев сущность, структуру и механизмы развития памяти в младшем школьном возрасте, выявили, что память младшего школьника — первостепенный психологи¬ческий компонент учебной познавательной деятельности. Кроме того, память может рассматриваться как самостоятельная мнемо¬ническая деятельность, направленная специально на запомина¬ние. В школе ученики систематически запоминают большой по объему материал, а потом его воспроизводят. Мнемоническая деятельность младшего школьника, как и его учение в целом, становится все более произвольной и осмыслен¬ной. Показателем осмысленности запоминания и является овладе¬ние учеником приемами, способами запоминания.

Осуществив психологический анализ развития памяти у детей младшего школьного возраста, определили, что в этом возрасте произвольная память становится функцией, на которую опи¬рается учебная деятельность, и ребенок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память. Именно заучивание и воспроизведение учебного материала позволяет ребенку рефлексировать свои личные психические изменения в результате погружения в учебную деятельность и воочию увидеть, что «учить себя» - значит изменить самого себя в знаниях и в обретении способности к произвольным действиям.

В ходе эмпирического исследования составили и апробировали систему занятий по развитию памяти младших школьников, которая включает в себя развивающие упражнения и игры, и экспериментальным путем нашли подтверждение выдвинутой гипотезы о том, что, если применить систему игр и упражнений, направленную на тренировку природной памяти, развитие культурной памяти и формирование умения ребенка управлять своей памятью, можно обеспечить увеличение объема кратковременной памяти, увеличение показателя кратковременной образной и вербально-логической памяти.

Похожие работы на данную тему