Курсовая практика по теме: Влияние компьютерных игр на эмоционально-личностную сферу младшего школьника

Название работы: Влияние компьютерных игр на эмоционально-личностную сферу младшего школьника

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Антикризисный менеджмент

Страниц:

43 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

Глава1.Теоретические основы исследования влияния компьютерных игр на эмоционально-личностную сферу младшего школьника 7

1.1.Эмоционально – личностная сфера младшего школьника. Психологические особенности данного возраста 7

1.2. Влияние компьютерных игр на психическое развитие. 11

1.3.Особенности психологического развития младшего школьника 16

Глава 2.Экспериментально-психологическое изучение влияния компьютерных игр на эмоционально личностную сферу детей младшего возраста 24

2.1.Организация и методы исследования 24

2.2.Результаты исследования и их анализ 27

2.3.Рекомендации для педагогов и родителей 34

Выводы 37

Заключение 39

Список использованной литературы 40

Приложение 43

Выдержка:

Введение:

Технологическое развитие цивилизации привело к широкому использованию компьютеров в повседневной жизни, и человечество вступило в «эру пользователей». Их применение внесло и продолжает вносить очевидные преимущества в профессиональную и учебную деятельность, однако оказывает и негативное влияние на психическое функционирование человека.

На сегодняшний день проблема взаимодействия человека и компьютера является одной из актуальных. Это подчёркивается в исследованиях Р.М.Грановской, Е.Е.Лысенко, К.Янга. Е.Е. Грановская отмечает положительные моменты увлечения развлекательными компьютерными играми [16,27]. Они полезны, когда используются в качестве смены деятельности, для того, чтобы снять напряжение, отвлечься от чтения, писания, физической нагрузки. При чрезмерном пристрастии школьников к виртуальным играм, они становятся «камнем преткновения» на пути духовного и физического развития.

По поводу пользы компьютерных игр есть расхожее мнение: большинство родителей склоняются к тому, что просиживание ребенка за компьютером является вредным, но бороться с тягой детей к компьютеру современным родителям вряд ли под силу. Конечно, слово «просиживание» само по себе означает некую крайность, т.е. неумеренное пользование инструментом технического прогресса. Зато использование времени для игры в вируальном мире в разумных пределах может принести даже пользу.

Например, некоторые компютерные игры помогают в изучении отдельных предметов, скажем, математики. Или даже есть варианты посложнее - это постижение экономики в игровой форме. Такие игры развивают логическое мышление, тренируют умение выстраивать тактику и стратегию. Игры-головоломки - отличный тренажер для смекалки. Также в процессе развивается быстрота реакции, моторные навыки.

Младший школьный возраст - это период повышенной эмоциональности, которая несколько снижается к третьему классу. В этом возрасте ребе¬нок уже может осознавать и контролировать свои эмоциональ¬ные состояния, например, волнение, гнев и т.п. (это, конечно, не полный, а частичный контроль). В младшем школьном воз¬расте уже наблюдается довольно четкая дифференциация чувств (эстетические, нравственные, интеллектуальные и др.). В этот же период для детей характерны впечатлительность и внушаемость. По-этому увлечение компьютерными играми младшими школьниками может иметь как позитивные, так и негативные последствия.

Ребенку младшего школьного возраста родители должны помочь с выбором игры в зависимости от склонностей ребенка. Для аналитического склада ума подходят тактики, логические игры. Если же ребенок имеет предрасположенность к музыке, то сейчас есть даже такие игры, которые помогают обучению игре на музыкальных интрументах.

Таким образом, компьютерные игры могут обучать новым полезным навыкам и развивать определенные качества в ребенке. Другое дело, если компьютер занял в жизни ребенка центральное место. Родителям лучше регламентировать занятия виртуальными играми.

Компьютерные игры становятся мощным инструментом развития детского сообщества и не могут считаться просто полезным «артефактом компьютерной» технологии. Они должны быть осмыслены и изучены как неотъемлемая часть культуры. Так, Бейрд и Силверн [15] делают вывод, что компьютерная среда по своей сути является игровой и в силу этого может провоцировать различные формы игры. В онтогенетическом аспекте компьютерные игры позволяют детям научиться лучше контролировать окружающий мир и вовлекают их в развивающую деятельность, формируя культурно одобряемые знания и умения. Развивающий эффект зависит от дизайна игры, доступности ее для ребенка, соответствия его уровню развития и интересу. В игре он может контролировать уровень сложности, правила, способы решения проблем, что позволяет создавать когнитивные конструкты, недоступные предыдущему поколению. Гринфилд [28] высказала идею о культурной обусловленности видеоигр как одного из инструментов социализации. Все выше сказанное указывает на актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследования - эмоционально-личностная сфера младших школьников.

Предмет исследования - влияние компьютерных игр на эмоционально-личностную сферу младших школьников.

Цель исследования - определить, какое влияние компьютерные игры оказывают на эмоционально-личностную сферу младшего школьника.

Объект, предмет и цель исследования предполагают постановку и решение следующих задач:

Глава 2:

Реалии сегодняшнего дня таковы, что оградить ребёнка от ис¬пользования компьютера не только невозможно, но и нецелесообразно, следовательно, необходимо свести к минимуму риск возникновения забо¬леваний, зависимостей, отрицательных накоплений в эмоционально-личностной сфере младших школьников.

Для этого, прежде всего необходимо соблюдать ряд гигиенических правил, поскольку продолжительная ра¬бота на компьютере может нанести непоправимый вред здоровью ребён¬ка, провоцируя развитие близоруко¬сти, катаракты, нарушения осанки, головные боли, нарушения мозгового кровообращения. Известны случаи, когда продолжительная компьютер¬ная игра заканчивалась у ребёнка инсультом.

Предотвратить негативные последствия для здоровья поможет соблюдение несложных рекомен¬даций.

1. Время работы на компьютере для младшего школьника должно быть огра¬ничено 50-60 минутами не чаще трёх раз в неделю. Детям до трёх лет за компьютером находиться не рекомендуется вообще.

2. Ребёнок, у которого ослаблено зрение, должен садиться за компью¬тер только в очках.

3. Освещение должно быть доста¬точным, недопустима работа в темноте.

4. Расстояние до монитора должно быть не менее 50-70 см.

5. Компьютерный стол должен быть таким, чтобы ребёнок мог при¬нять правильную рабочую позу.

6. Работу за компьютером необхо¬димо чередовать с выполнением гимнастики для глаз и снятием общего утомления.

Одним из главных направлений профилактики зависимости от компьютерных игр является тесное взаимодействие педагога с семь¬ёй. Важно, чтобы в процессе органи¬зации взаимодействия ребёнка с компьютером родители обратили внимание на следующее:

1. При выборе игры необходимо учитывать личностные особенности ребёнка, его темперамент. Игра помо¬жет скорректировать присущие тому или иному типу темперамента недо¬статки. Ребёнку-меланхолику лучше предложить игры с элементом сорев¬нований, холерику - интеллектуаль¬ные, флегматику - спортивные, а для сангвиника полезны будут игры-конструкторы.

2. Предпочтение следует отдавать играм с исследовательской направленностью, которые формируют у ре¬бёнка познавательную активность, являющуюся залогом успешности обучения в дальнейшем.

3. Уровень сложности игры дол¬жен соответствовать возможностям ребёнка, поскольку «прохождение» слишком лёгкой игры не окажет вли¬яния на развитие юного игрока, не приведёт к возникновению удоволь¬ствия от хорошо выполненной задачи (что является важным для формиро¬вания учебной мотивации), а сложная - вызовет потерю интереса.

4. Необходимо соблюдение баланса ритма и продолжительности игры: чем выше уровень напряжённости игры, тем меньше должна быть её продолжительность .

5. Нельзя требовать от ребёнка не¬медленного, по распоряжению родителей, прекращения игры. Необходи¬мо дать возможность завершить игровой эпизод, иначе у него возникнет состояние эмоционального дискомфорта.

6. Регламентировать время обще¬ния ребёнка с компьютером ни в коем случае нельзя в резкой, безапелляци¬онной форме. Запретный плод сла¬док!

7. Поскольку детям младшего школьного возраста рекомендуются ограничения по времени игры, необходимо объяс¬нить, что она не должна вестись в ущерб другим, не менее важным и интересным занятиям, что существу¬ет множество интересных развлече¬ний, помимо компьютера.

Заключение:

Из теории по проблеме исследования влияния компьютерных игр на эмоционально-личностную сферу младшего школьника сделала выводы, что воздействие опыта компьютерных игр на когнитивные и мотивационно-личностные особенности по большей части признается позитивным. Так, у играющих выявлено развитие логического, прогностического и стратегического мышления, внимания, быстроты реакции, когнитивной гибкости, воображения, процессов распознавания об¬разов, пространственной ориентации, ко¬ординации в системе «глаз-рука», хранения в рабочей и долговременной памяти блоков информации.

Достаточно широко признается раз¬витие у геймеров мотивации достижения, способностей к децентрации и к формиро¬ванию относительно адекватной самооцен¬ки, а также умений выполнять несколько сложных рабочих функций одновременно («мультитаскинг»), развитие навыков сотрудничества и эффективного выполнения групповой (командной) работы, руковод¬ства и принятия ответственности. Геймеров характе¬ризуют внутренняя включенность в игро¬вые процессы [27] и внутренние формы мо¬тивации, в частности опыт потока [8], [16] и самодетерминация. В целом надо признать, что в области психологического изучения опосредство¬ванной компьютерными программами игровой деятельности никакие выводы позитивного или негативного характера не могут считаться окончательно установ¬ленными - как из-за ограниченности на¬учного знания, так и ввиду ускоренного развития самих игр.

Наконец, следует заметить, что ком¬пьютерные игры активно применяются для компенсации недостатков физическо¬го и психического развития, например, у аутистов, детей с заболеваниями органов движения и с замедленным психическим развитием [6], а также, напри¬мер, для компенсации недостатка ролевой игры у обычных детей [26] - при этом во всех случаях, конечно, надлежит педагоги¬чески организовать такую игру [4]. Наряду с развлекательными и компенсаторными играми педагогическое сообщество возла¬гает также большие надежды на широкое распространение обучающих - так назы¬ваемых серьезных [5] - компьютер¬ных игр, рассчитанных на помощь в эффективном приобретении общеобразовательных или профессиональных знаний.

По результатам эмпирического исследования обнаружено положительное влияние специально подобранных компьютерных игр на эмоционально-личностную сферу младших школьников.

Похожие работы на данную тему