контрольная работа по дисциплине педагогика

Название работы: контрольная работа по дисциплине педагогика

Скачать демоверсию

Тип работы:

Контрольная работа

Предмет:

Педагогика

Страниц:

37 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

1. Описание диагностического случая 3

2. Рекомендации 9

Заключение 14

Список использованной литературы 16

Приложение 18

Выдержка:

Основная часть:

3.1. Запрос от классного руководителя: Евгений очень часто пропускает буквы в письменных работах. В чем дело? Как помочь ребенку?

3.2. Данные приведенные классным руководителем: Семья полная. Является первым ребенком в семье. Посещает школу с 2009 года.

Евгений показал себя как добрый, неконфликтный мальчик. В классе отвергаемый.

Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Но в последнее время из-за травмы речь невнятна и поэтому дети его не всегда понимают, что приводит к кратковременному контакту Жени с детьми.

Находясь в обществе сверстников в предметно насыщенной среде, он быстро утомляется. Не умеет поддержать игру, принять роль.

Недостаточно развит физически.

Волевое начало в действиях Жени не проявляется в продуктивной деятельности. Работает невнимательно, быстро теряет интерес. Не доводит начатое дело до конца. Тормозим. Не сразу воспринимает требования воспитателей. Нуждается в многократном повторении словесных указаний и контроля. С трудом выполняет правила распорядка жизни класса. Познавательно недостаточно активен (мало чем интересуется).

Затрудняется в ответе на простые вопросы. Недостаточно сформированы графические навыки. Плохо развита мелкая моторика, нуждается в помощи при лепке, аппликации.

На занятиях быстро утомляется, мешает.

Объем знаний об окружающем мире низкий. Речь малопонятна, невнятная, словарный запас беден.

Ребенок требует индивидуального подхода, индивидуальной помощи со стороны взрослых.

3.3. Данные, приведенные родителями: беседу с родителями не удалось провести, вследствие чего соответствующие данные отсутствуют.

3.4. Наблюдение и беседа с ребенком:

Женя непоседливый мальчик. В беседе внимание ребенка постоянно переключается на происходящее вокруг. Он вяло реагирует на вопросы психолога, несмотря на то, что на контакт с психологом пошел охотно.

3.5. Отношение ребенка к обследованию. Женя охотно шел на контакт с психологом, но ему было неинтересно заниматься и выполнять задания. Не проявлял инициативы в общении

3.6. Диагноз непсихологов:

Классный руководитель: затрудняется в диагностировании причин неуспеваемости Жени. У ребенка присутствуют проблемы в овладении всеми учебными предметами

Сам мальчик не выказывает интереса к урокам.

3.7. Резюме по феноменологии: Можно сказать, что Женя закрытый для общения ребенок, ему нужен особый подход, способность учителей и психологов завлечь внимание ребенка.

4. Гипотезы

4.1. Содержание гипотез:

Выделим следующую трудность с освоением учебного материала данного школьника – Евгений очень часто пропускает буквы в письменных работах.

Одна из главных проблем правописания – необъяснимый пропуск букв в словах. Обычно в таких случаях между ребенком и учителем (родителем) происходит диалог: «Это твоя рука писала?» – «Да». – «Глазки видят?» – «Да». – «Тогда прочитай, что у тебя получилось!». Ребенок хватается за ручку и с улыбкой вставляет ту букву, которую пропустил, исказив слово до неузнаваемости. Всем бывает обидно, когда оценка снижена из-за таких глупых ошибок! Почему же ученик пропускает буквы? Действительно ли это необъяснимо?

В каждом случае пропуска букв причины бывают разные, но, в общем, ответ один: у ребенка не сформирован или недоформирован образ слова. Что же скрывается под этим определением?

Образ слова является существенным компонентом чувства языка, необходимого для полноценного владения языком. Это единство фонематической (как звучит), семантической (что обозначает), грамматической (из каких грамматических элементов состоит и в какую семью однокоренных слов входит) и графической (как пишется) природы слова. В идеале перед тем, как написать, ребенок должен осознать слово по всем этим параметрам.

4.2. Обоснование гипотез

Считаем, пропуск букв может возникнуть, прежде всего, по следующим причинам:

• ребенок первый раз слышит слово;

• ребенок раньше слово слышал, но не знает, что оно обозначает;

• ребенок знает значение слова, но ни разу не встречал слово написанным.

Иногда же ребенок продолжает пропускать буквы даже в хорошо знакомых ему словах, которые он писал неоднократно, а то и каждый день, например в слове «упражнение». Тогда, вероятно, мы имеем дело с такими причинами:

• у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличия от образца;

• ребенок имеет такое богатое воображение, что, слыша слово, сразу представляет называемый им предмет или понятие, а не символическое обозначение этого предмета или понятия буквами.

5. Проверка гипотез

5.1. Данные обследования

Определить наличие такой трудности в обучении как пропуск букв в словах помогут следующие психодиагностические методики (по Ануфриеву): тест различения и выбора фонем, методика изучения концентрации и устойчивости внимания, методика «Узор».

Для определения актуального уровня развития фонематического слуха учащегося был выбран тест различения и выбора фонем. Данная методика предназначена для диагностики уровня развития фонематического слуха детей 6-8 лет. Методика звукоразличения состоит из 8 заданий.

За основу определения актуального уровня развития фонематического слуха были взяты следующие критерии: фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез. В соответствии с данными критериями были выделены 3 уровня развития фонематического слуха: высокий, средний и низкий уровни развития фонематического слуха.

6. Психодиагностическое заключение

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что уровень развития фонематического слуха у Евгения находится на достаточно высоком уровне. То есть, ребенок обладает такими умениями как, узнавание, различение и сравнение отдельных звуков, анализ звука в слове и дифференцирование его от других звуков. Однако выполнение дополнительных заданий теста вызвало у мальчика затруднения, что может свидетельствовать о наличии некоторых проблем в развитии фонематического слуха, что и приводит к трудностям в письме, а именно, в нашем случае, пропуску букв в словах.

В связи с вышесказанным, можно отметить, что фонематический слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой среды. И поэтому, фонематический слух необходимо развивать и совершенствовать с раннего возраста, и на протяжении всего школьного обучения. Но если фонематический слух находится на высоком уровне, то стоит ли продолжать развивать и совершенствовать его? На этот вопрос можно смело ответить «Да!». Благодаря высокому уровню развития фонематического слуха можно усилить работу над орфографией, а именно над словарными словами.

По результатам методики изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера) получены следующие результаты. Было зафиксировано количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Мальчику присущ низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.

Методика «Узор». Результат Евгения по данной методике – 40 баллов, что свидетельствует об отсутствии умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться.

Составим таблицу психодиагностических трудностей и их причин, характерную именно для данного случая

Похожие работы на данную тему