Введение:
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлено тем, что, в современном менеджменте широко используются социально-психологические методы управления персоналом, что подразумевает, как формирование коллективов с учетом социально-психологических характеристик сотрудников, их индивидуально-типологических особенностей,  мотивации, способностей,  так и  создание и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы коллектива. 
Морально-психологический климат коллектива как целостное, относительно устойчивое и типичное состояние имеет многообразные проявления во всей жизнедеятельности коллектива. В отечественной науке социально-психологическим аспектам трудовых коллективов посвящены работы многих авторов: Г.М. Андреева, А.В. Петровский, Р.Л. Кричевский, Ю.П. Платонов, А.И. Донцов, Л.И. Уманский и другие авторы. Осмыслению проблемы психологического климата коллектива посвящены работы Б.Д. Парыгина, Б.Ф. Ломова, Е.С. Кузьмина, В.В. Бойко, А.Г. Ковалева, К.К. Платонова и других авторов. 
Анализ и управление морально-психологическим климатом в организации приобретает особую важность в современных условиях, поскольку усложнение технологии современного производства позволило сократить долю физического и увеличить долю умственного труда работника, что предъявляет более высокие требования к соци¬ально-психологическим функциям сотрудников и коллектива. Актуальность проблемы исследования обусловлена противоречием между недостаточной изученности проблематики управления морально-психологическим климатом как части системы управления персоналом современной организации и запросами практики на разработку методов и приемов повышения эффективности морально-психологического климата современной организации.
Объект исследования – морально-психологический климат в ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого». 
Предмет исследования – пути и методы улучшения морально-психологического климата в ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого».
 Цель исследования – анализ морально-психологического климата в ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого» и разработка рекомендаций по его улучшению.
	Исходя из цели и предмета исследования  нами поставлены следующие задачи: 
1.	Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определить понятийный аппарат исследования, выявить факторы,  влияющие на морально-психологический климат коллектива, определить пути и методы регулирования морально-психологического климата коллектива.
2.	Провести анализ морально-психологического климата коллектива в  ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого».
3.	На основе полученных данных разработать предложения по улучшению морально-психологического климата коллектива в ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого».
	Методический подход: системный подход, в контексте которого морально-психологический климат рассматривается с точки зрения основных признаков системности: целостности, структурности, иерархичности и динамичности; 	деятельностный подход, в контексте которого  морально-психологический климат коллектива рассматривается как динамичное образование, которое опосредовано целями и содержанием производственной деятельности коллектива. 
Практическая значимость исследования состоит в том, что заявленные в работе предложения по улучшению морально-психологического климата коллектива, могут быть использованы в практике работы консалтинговых и кадровых служб организаций. 
Глава 3:
1. Пути внедрения программы. 
В качестве организационной формы реализации мероприятий по совершенствованию морально-психологического климата коллектива компании ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого» выступает проектная группа, целью создания которой является внедрение мероприятий по улучшению морально-психологического климата коллектива:
1. Мероприятия по информационной поддержке внедрения Кодекса поведения персонала ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого», обеспечивающего соблюдение норм и правил поведения персонала и руководителей компании.
2. Мероприятия по внедрению системы оценки морально-психологического климата коллектива компании:
2.1.  Организация обучения специалистов отдела кадров оценке морально-психологического климата с использованием программы «1С: Предприятие 8. Оценка персонала».
2.2. Проведение оценочных мероприятий по компьютерной диагностике морально-психологического климата подразделений компании ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого».
2.3. Информирование персонала компании о результатах диагностики морально-психологического климата и принятых на их основе управленческих решений, направленных на улучшение морально-психологического климата коллектива.
3. Организация и проведение социально-психологических тренингов с персоналом и руководителями компании по улучшению морально-психологического климата коллектива. 
2. Оценка эффективности программы. 
Разработка и внедрение программы совершен¬ствования морально-психологического климата коллектива требует определенных инвестиций. Оценка эффективности программы требует определения не толь¬ко экономических, но и социальных последствий их реализации. При комплексной оценке экономической и социальной эффек¬тивности программы совершенствования морально-психологического климата коллектива возможны следующие подходы: 
а) экономическая эффективность рассматривается как главный показатель, а социаль¬ная эффективность – как ограничение, т.е. принимаются только те проекты, которые предусматривают мероприятия социального характера; 
б) рассчитывается интегральный обобщающий показатель экономической и социальной эффективности, но ввиду частой качест¬венной несопоставимости целей такой расчет носит условный характер; 
в) вначале варианты решений разрабатываются и рассмат¬риваются с позиций социальных целей независимо от экономиче¬ских, а далее среди отобранных социально эффективных вариантов определяется экономически эффективный.
Направления расчета социального и экономического эффектов от мероприятий по совершенствованию морально-психологического климата коллектива ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого» представлены в таблице 3.
	Произведем расчет социально-экономической эффективности мероприятий по внедрению компьютерной диагностики в оценку социально-психологического климата коллектива с помощью программы «1С: Предприятие 8. Оценка персонала». 
		Обобщающим критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда на единицу вложенных средств. Основными показателями эффективности автоматизации труда являются трудовые, стоимостные и качественные.
Заключение:
Данная работа посвящена анализу морально-психологического климата в компании ООО «Имидж мастерская Виталия Кошевого»  и разработке рекомендаций по его улучшению.
В ходе теоретического анализа литературы по проблеме исследования, которому посвящена первая глава работы, нами получены следующие выводы:
1. Морально-психологический климат коллектива представляет собой полифункциональное социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива. В морально-психологическом климате выделяют две стороны: психологическую, которая отражается в эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояниях и свойствах группы; социально-психологическую, отражающуюся в интегративных особенностях психологии группы. Морально-психологический климат отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения, уровень управления, условия и особенности труда и отдыха в данном коллективе.
2. Раскрыть морально-психологический климат коллектива можно, обозначив три ряда отношений: отношения между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом);  отношения между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов); отношение к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива и т.п.).
3. На морально-психологический климат коллектива влияют такие факторы, как: стиль руководства, слаженность трудового процесса, корпоративная культура организации, социально-психологические особенности группы – личные качества работников, психологическая совместимость, соотношение мужчин и женщин в коллекти¬ве, размеры коллектива, возрастная структура коллектива,  пространственные характеристики – физическая удаленность работающих членов кол¬лектива, наличие в помещении предметов, провоцирующих агрессию.
4. Результатом управления морально-психологическим климатом является уровень осознания у работников степени причастности к организации, социальной значимости оказываемой услуги и личной выгоды от выполняемой деятельности, навыки скоординированной деятельности и поведения у членов коллектива, обеспечивающие трудовой процесс и выражающиеся в конкретном стиле поведения, в определенных групповых нормах, статусной иерархии и социальных установках.  
5. Морально-психологический климат складыва¬ется под воздействием психологических механиз¬мов регуляции коллективной деятельности – адап¬тации, которая выражается в принятии и усвоении ценностей, норм и традиций новыми членами ра¬бочей группы;  коммуникации, посредством которой формируется морально-психологический климат коллектива; и интеграции посредством которой происходит превращение коллектива в сплоченный, саморегулирующийся социальный организм, хорошо приспособленный к совместно-индивидуальной дея¬тельности..
6. Социально-психологическая структура трудового коллектива рассматривается с позиции отношений между отдельными группами на формальном уровне (формальные или функциональные отношения) и на неформальном уровне (межличностные и групповые отношения). Уровень развития трудового коллектива отражает состояние морально-психологического климата, чем выше уровень развития коллектива, тем благоприятнее в нем морально-психологический климат.