Эффективность трансовых техник в решении проблем жизненного самоопределения подростков и юношей

Название работы: Эффективность трансовых техник в решении проблем жизненного самоопределения подростков и юношей

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

27 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

1. Трансовые техники: определение понятий, сущности и содержания в различных направлениях психологической практики……………………………….6

2. Эффективность применения трансовых техник в решении проблем жизненного самоопределения подростков и юношей……………………………...12

Выводы………………………………………………………………………….19

Заключение …………………………………………………………………….23

Список литературы……………………………………………….....................25

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. В современной действительности процесс самоопределения подростков и юношей осложняется тем, что социализация и индивидуализация подрастающего поколения протекает в ситуации гораздо большей, чем ранее социальной вариативности – неопределенных социальных ситуаций, многообразия принципов организации социальных общностей, видов деятельности, социальных ролей и групповых норм.

Самоопределение в подростковом и юношеском возрасте приобретает значение, поскольку их взросление характеризуется интенсивными поисками своего места в мире, в обществе, самоопределением в системе социальных ролей, а также расширением осознания своих особенностей, способностей с точки зрения соответствия требованиям социума. Подросток и юноша сталкивается, с одной стороны, с потенциальной многовариантностью путей самоопределения, но, с другой, с внутренней неготовностью сделать осмысленный и самостоятельный выбор. Этот факт подтверждается данными современных исследований, которые показывают, что подросток и юноша часто оказывается беспомощным в ситуации жизненного выбора (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д. Марсия, Э. Эриксон и др.).

Таким образом, подростки и юноши испытывают огромные субъективные трудности при определении своих жизненных целей и перспектив. Этот процесс зачастую сопровождается эмоциональной неустойчивостью, проявлением негативизма и различных видов агрессивности, а также внутриличностными конфликтами, связанными с возрастными особенностями развития самосознания в подростковом и юношеском возрасте (Л.И Божович, Л.С. Выготский, И.С.Кон, Л.Ф. Обухова, Д.Б Эльконин и др.).

Данные исследования показывают значимость психологической помощи на этапе самоопределения подростков и юношей в рамках психотерапевтического вмешательства и психологической коррекции. На наш взгляд, при всем многообразии психотерапевтических подходов, общей основой для них может послужить углубленное понимание тех изменений, которые происходят во внутреннем мире подростков и юношей в процессе их взаимодействия с терапевтом. С этой точки зрения тем общим знаменателем, который объединяет разнородные методики психотерапии, является применение трансовых техник и создание у подростков и юношей в процессе терапии особых, так называемых трансовых состояний сознания и их утилизация.

Отметим, что эффективность использования разных видов трансовых методов в коррекции и лечении, как физиологических процессов организма, так и психоэмоциональных состояний человека подтверждается широким спектром работ отечественных и зарубежных исследователей. На современном этапе развития психотерапевтической и психологической практики наблюдается активный рост новых технологий психотерапии и коррекции негативных личностных нарушений с использованием трансовых методов в рамках эриксоновского гипноза, арт-терапии, нейролингвистическго программирования телесно-ориентированной психотерапии и др. (Д. Бретт, 2000, Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, 1998, Г. Гриндер, Л. Лойд, 2001, В. Оклендер, 2007, А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская, 2007 и др.).

Глава 2:

Эти особенности и обеспечивают эффективность НЛП-технологий, которые применяет НЛП-консультант:

? регуляция психических состояний человека с помощью свойств визуальных, аудиальных и кинестетических образов (субмодальностей);

? положительное и нестандартное переформулирование проблемы (рефрейминг);

? «наложение» полярных эмоциональных состояний (коллапс);

? объединение в модели поведения клиента разнообразных ресурсов из других видов деятельности для восстановления работоспособности (цепочка якорей) и многие другие [16].

В рамках эриксоновского гипноза эффективной трансовой технологией является терапевтическая метафора – это рассказ, который составляется психологом для решения конкретных проблем подростка и юноши. Терапевтическая метафора направлена на изменение поведения или на изменение отношения подростка и юноши к чему-либо, что впоследствии может повлиять и на поведение. Изменения с человеком происходят на подсознательном уровне – и именно подсознанию адресуется терапевтическая метафора. С помощью одного и того же механизма аналогии, метафоры самым сильным образом воздействуют на подсознание, активизируя его ассоциативные способности и ответные реакции, в результате чего возникает конечный продукт, который даруется сознанию в виде «нового» знания или поведенческой реакции [21].

В технологиях недирективного (эриксоновского) гипноза и нейролингвистического программирования сказки-метафоры не являются унифицированными. Они оказываются уникальными потому, что создаются для отдельного клиента и по его особой жизненной ситуации. Опыт подростка, связанный с познанием собственного внутреннего мира, как и опыт взрослого человека, составляет основу для огромного разнообразия метафор, в котором психические процессы и состояния, переживания и идеи могут трактоваться как предметы и вещества [10].

Перейдем к рассмотрению трансовых методов в арт-терапии, которая определяется как совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска ?13, 17-21?.

С точки зрения представителей классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я». Важнейшей трансовой техникой арт-терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия ?23, 162-168?.

В заключении отметим, что эффективность использования трансоывх техник разных видов арт-терапии в коррекции и лечении, как физиологических процессов организма, так и психоэмоциональных состояний человека, подтверждается широким спектром работ отечественной школы арт-терапии по музыкотерапии, изотерапии, библиотерапии и имаготерапии. Применение трансовых техник арт-терапии в работе с подростками и юношами позволяет получить следующие позитивные результаты: обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование; дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит; создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к эмоциональной саморегуляции; оказывает дополнительное влияние на осознание подростком и юношей своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций; существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе.

Заключение:

Данная работа посвящена проблеме эффективности трансовых техник в решении проблем жизненного самоопределения подростков и юношей.

В ходе решениия первой задачи, направленной на определение понятия, сущности и содержания трансовых техник в различных направлениях психологической практики, был установлен понятийный аппарат исследования, определены понятия трансовые приемы, транс, рассмотрены особенности психики человека в трансовом состоянии, как целостной самоорганизующейся биосистемы, имеющей свои внутренние законы и иерархии взаимоотношений, продуцирующей различные семантические пространства,

Согласно физиологически-ориентированному подходу в психотерапии М.Е. Сандомирского, определено, что многие традиционные методы психотерапии, которые включают эмпирически выработанные трансовые приемы, используют спонтанно формирующуюся физиологическую возрастную регрессию, наблюдаемую при трансе. Содержание трансовых методов имеет свою специфику в зависимости от уровня возрастной регрессии: от релаксационных, медитативных техник, холотропной терапии и невербальных техник наведения транса из арсенала эриксоновского гипноза и НЛП до вербальных методов, медитации на «здесь и сейчас», техник работы с «субличностями» «внутренними частями», техниками трансактного анализа по Э.Берну и т.п.

В ходе исследования были проанализированы теоретические подходы к проблеме самоопределения личности в подростковом и юношеском возрасте. В основу исследования положены взгляды отечественных психологов, согласно которым самоопределение можно определить как содержательное конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя как совокупность индивидуальных жизненных смыслов, так и пространство реального действования. В соответствии с данным подходом коррекция нарушений самоопределения подростков и юношей может осуществляться либо через коррекцию ценностно-смысловой сферы, либо через развитие временной перспективы.

Проведен анализ литературы по проблеме эффективности трансовых техник в психотерапии подростков и юношей на этапе самоопределения. Так, с целью коррекции мотивации и поведения в НЛП используются такие трансовые приемы, как метод «якоря», работа с субмодальностями, наложение, «взмах», рефреминг, ряд трансовых техник, направленных на терапию линии времени, что является эффективным приемом в коррекции временной перспективы в процессе самоопределения подростков и юношей. В рамках эриксоновского гипноза эффективной трансовой технологией является терапевтическая метафора, которая с помощью механизма аналогии воздействует на подсознание, активизируя его ассоциативные способности и ответные реакции, в результате чего возникает осознанное «новое» знание или поведенческая реакция. Эффективность трансовых арт-терапевтических методов обеспечивается установлением зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я», что позволяет получить позитивные результаты ценностно-смысловой сферы личности в контексте личностного самоопределения подростков и юношей.

Похожие работы на данную тему