Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Название работы: Психологическая помощь в кризисных ситуациях

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

102 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ АДАПТАЦИИ К МИРНОЙ ЖИЗНИ…………8

1.1. Понятие кризисной ситуации и особенности ее развития

в психологии………………………………………………………………………8

1.2. Особенности кризисных ситуаций военнослужащих в условиях адаптации к мирной жизни……………………………………………………...13

1.3. Виды психологической помощи военнослужащим в кризисных ситуациях адаптации к мирной жизни…………………………………………26

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ АДАПТАЦИИ

К МИРНОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………………34

2.1. Процедура и методы исследования……………………………………….34

2.2. Результаты исследования…………………………………………………..40

2.3. Анализ существующих рекомендаций по работе с

военнослужащими в кризисных ситуациях адаптации к мирной жизни…….53

Выводы…………………………………………………………………………...58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...65

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………...71

Выдержка:

Введение:

Решение задач, связанных с адаптацией военнослужащих к мирной жизни, являются важнейшей проблемой практической военной психологии. Отметим, что большинство увольняемых военнослужащих, пребывают в трудоспособном возрасте и имеют высокий образовательный уровень. Они готовы реализовать свой потенциал в гражданских условиях, стать важной опорой экономических реформ.

Но в большинстве случаев адаптация военнослужащих осложняется тем, что уволенным с военной службы приходится кардинально менять все сферы своей жизнедеятельности – профессиональную, бытовую, социально-психологическую уже в зрелом возрасте, что зачастую приводит к возникновению кризисных ситуаций. Среди отечественных авторов проблему кризисных ситуаций наиболее детально разрабатывает Ф.Е. Василюк, рассматривая кризис в структуре критической ситуации. Критические ситуации и связанные с ними личностные изменения рассматривались в структуре жизненного пути личности К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьевым, Л.И. Анцыферовой, В.Ф. Василюком, Т.Б. Карцевой, С.Л. Рубинштейном.

В настоящее время заметно возрос интерес различных специалистов к изучению кризисных (критических) ситуаций как таковых и их влияния на процесс адаптации личности к измененным условиям жизнедеятельности, в частности на процесс адаптации военнослужащих к мирной жизни. Особую актуальность проблеме переживания кризисных ситуаций в процессе адаптации военнослужащих к мирной жизни придает угрожающая распространенность отдаленных, весьма тяжелых и продолжительных последствий боевой психической травмы. Травматический опыт, запечатленный в психике военнослужащих, участвующих в локальных войнах, держит их в состоянии внутреннего напряжения. Становясь хроническими, психотравмирующие факторы чрезвычайных ситуаций военных действий способствуют формированию относительно стойких психогенных расстройств и обуславливают различные виды социально-психологической дезадаптации (Р.А.Абдурахманов, Ю.А. Александровский, Л.А. Китаев-Смык, В.И. Лебедев, М.М. Решетников, И.В. Соловьёв, Н.В. Тарабрина и др.).

Анализ литературы свидетельствует о том, что на сегодняшний день достаточно полно представлены научные исследования и практические методы по проблеме социально-психологической помощи военнослужащим в процессе адаптации к мирной жизни, в частности военнослужащих, участвующих в локальных войнах к мирной жизни с учетом последствий боевой психической травмы и других негативных последствий (Р.А.Абдурахманов (1992), А.И. Мищенко (1991), М.К. Титов (1993), В.Г. Чайка (2000) и др.). Однако недостаточно полно представлены содержание, приемы и методы психологической помощи с учетом специфики переживания кризисной ситуации на разных этапах адаптации военнослужащих к мирной жизни.

Актуальность исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день существуют противоречие между недостаточностью научно-практических исследований по проблеме психологической помощи военнослужащим в кризисных ситуациях адаптации к мирной жизни и запросами практики на разработку эффективных методов психологической помощи, способствующих возвращению военнослужащих к активной жизни и деятельности в мирной жизни.

Глава 2:

Одним из базисных компонентов предлагаемого тренинга для бывших военнослужащих, участников боевых действий, уволенных в запас, является анализ поведения клиента в личностно значимой ситуации. Если в процессе анализа поведения клиента удается установить неэффективность использованного им способа адаптации или защиты, задача психолога сводится к тому, чтобы помочь клиенту выбрать оптимальный вариант поведенческого приспособления к сложившимся обстоятельствам. Поэтому термин «реадаптация» при описании предлагаемого тренинга представляется более точным и реалистичным.

Рассмотрим подробнее организационные и содержательные условия психологической помощи в форме тренинга по психофизиологической и социальной реадаптации участников военных действий. Групповая работа – основной метод, используемый в тренинге. Тренинг состоит из трех блоков, или ступеней, органически переплетающихся и дополняющих друг друга. С позиции теории интегральной индивидуальности деятельность человека определяется как внешними обстоятельствами, так и внутренними свойствами, присущими данному человеку. Интегральная индивидуальность образует ряд иерархических уровней:

1.Индивидуальные свойства организма (биохимические, обшесоматические, свойства нервной системы).

2. Индивидуальные психические свойства (темперамент, психические особенности личности).

3. Социально-психологические свойства (роли в группе, в коллективе и в социально-исторической общности).

Поэтому в предлагаемом тренинге работа осуществляется по трем основным направлениям: работа с телом (психосоматика), работа с личностью и работа с коммуникацией.

Цели тренинга подразделяются на основные (первичные) и дополнительные (вторичные). Основные цели связаны с освобождением клиента от основных симптомов ПТРС. Вторичные цели включают в себя философию поведения, которая, если ее принять, даст клиенту возможность прожить долгие годы счастливой и эмоционально здоровой жизнью.

Основные (первичные) цели. По окончании тренинга у клиента должны быть сведены к минимуму:

1) чувство тревоги, безотчетного страха;

2) чувство раздражения, гнева и враждебности;

3) состояние депрессии;

4) чувство вины.

Кроме того, необходимо научить клиента методу самонаблюдения и самооценки; это позволит ему в будущем нейтрализовывать негативные эмоции.

Дополнительные (вторичные) цели:

1) Интерес к самому себе. Эмоционально здоровый человек заботится в первую очередь о самом себе. В отличие от мазохистов-альтруистов, он не жертвует собой во имя интересов других людей. Тогда почему же он внимателен к другим людям? Потому, что, если он способен наслаждаться свободой от страданий и ограничений, он должен создать мир, в котором уважают все права человека.

2) Управление самим собой. Эмоционально здоровый человек берет на себя ответственность за свою жизнь. При этом каждый должен в большинстве случаев самостоятельно, не обращаясь ни к кому за помощью, решать свои проблемы. Хотя люди очень часто предпочитают сотрудничество, на самом деле часто можно обойтись без него.

3) Терпимость к чужому мнению. Эмоционально здоровый человек признает за другими право ошибаться. Хотя ему может не нравиться поведение окружающих, а иные выходки просто вызывают отвращение, он не должен обвинять или упрекать окружающих. Нормальный человек мирится с тем, что все люди несовершенны; он принимает как должное все неизбежные ошибки, которые все совершают в жизни, не обвиняя людей и не стремясь их наказывать.

4) Признание изменчивости бытия. Эмоционально здоровый человек признает, что живет в мире неопределенности, вероятности и случайности. Он полагает, что это делает жизнь скорее увлекательной, захватывающе интересной, нежели ужасной.

5) Гибкость эмоционально здорового человека сохраняет открытость к миру и готовность к переменам. Он способен воспользоваться благоприятной возможностью или счастливым случаем, как только они представятся.

6) Научное мышление. Эмоционально здоровый человек отличается объективным, рациональным и научным мышлением. Он применяет законы логики как к себе, так и к окружающим. Человек отличается от животных тем, что умеет думать – и даже думать о том, что он умеет думать. Поэтому он способен влиять на свои эмоции с помощью сознания и мышления.

7) Вовлеченность. Эмоционально здоровый человек всегда увлечен чем-нибудь вне самого себя, он предпочитает творческую работу или работу с людьми. Эти интересы и увлечения наполняют жизнь смыслом, целью и радостью.

8) Умение рисковать. Эмоционально здоровый человек умеет рисковать. Но это не безрассудный риск. Он всячески стремится преодолеть рутину жизни, найти дело по душе, даже если успех не гарантирован.

9) Признание себя как личности. Эмоционально уравновешенный человек жизнелюбив. Он не дает оценки ни самому себе в целом, ни своим достоинствам, ни своему значению для окружающих, ни своим внешним успехам или достижениям. Он принимает или отвергает только те или иные формы своего поведения, но не себя как личность в целом.

Таким образом, комплексные цели предлагаемого тренинга – это избавление от симптомов посттравматического стресса, достижение эмоционального и психофизиологического здоровья и изменение взаимоотношений с окружающим миром. Эти задачи неразделимы, т.к., по концепции авторов тренинга, достижение любой одной из этих целей невозможно без достижения всех остальных.

Заключение:

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем психологической теории и практики – проблеме психологической помощи бывшим военнослужащим в кризисных ситуациях адаптации к мирной жизни. Рассматривая увольнение военнослужащего в запас как критическое событие жизни, связанное с изменением социально-профессионального статуса, жизненных ценностей и целей, характера взаимодействия с ближайшим окружением, мы полагаем, что этап адаптации к новым условиям гражданской жизни у военнослужащего сопровождается негативными переживаниями, которые могут привести к социально-психологической дезадаптации. Данная проблема обуславливает необходимость оказания психологической помощи бывшим военнослужащим на этапе адаптации к мирной жизни.

Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, которому посвящена первая глава работы, позволил изучить подходы зарубежных и отечественных психологов к проблеме кризисной ситуации и особенностей ее развития у военнослужащих в условиях адаптации к мирной жизни, определить понятия «кризис», «критическая ситуация», «трудная жизненная ситуация», выявить их типологию и феноменологию, изучить виды психологической помощи военнослужащим в кризисных ситуациях адаптации к мирной жизни. В ходе теоретического анализа были получены следующие выводы:

1. Проблема кризисов и критических ситуаций в западной психологии рассматривается как моменты трансформации и изменений собственной жизненной позиции, в отечественной психологии совершение критических ситуаций в жизни человека понимается как предпосылка личностных изменений, совершаемых в контексте жизненного пути личности.

2. Критическая ситуация определяется исследователями как ситуация, в которой субъект не может реализовать основные потребности своей жизни и которая ставит его перед необходимостью изменения способа бытия (отношения к себе, другим, жизни и смерти). Любая критическая ситуация потенциально может явиться для личности кризисной, то есть ведущей к кризису, что зависит от адаптивных возможностей личности. Кризисная ситуация – это ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни – мотивов, стремлений, ценностей и пр., это ситуация эмоционального и умственного стресса, требующая значительного изменения представлений о мире и о себе за короткий промежуток времени.

3. Кризисная ситуация влечет за собой изменения в структуре личности, которые могут носить как позитивный, так и негативный характер. Негативная составляющая заключается в том, что кризисная ситуация наполнена негативными переживаниями, что может затруднить процесс дальнейшего роста и развития личности и привести к социально-психологической дезадаптации. Позитивная составляющая кризиса заключается в возможности изменения, перехода на новую ступень развития личности.

4. Увольнение военнослужащих из армии является кризисной ситуацией, поскольку личность военнослужащего, уволенного в запас, не в состоянии реализовать в условиях мирной жизни, сформированные ранее жизненные ценности и отношения, что ведет к возникновению негативных значимых отношений к себе и к миру. Позитивные значимые отношения к себе и миру способствуют проявлению сущностных характеристик личности в деятельности, направленной на успешную адаптацию военнослужащего и его семьи к новым условиям жизни.

5. Основной задачей психологической помощи в кризисной ситуации является актуализация адаптивных и компенсаторных ресурсов личности, мобилизация психологического потенциала для преодоления негативных последствий кризисных ситуаций, связанных с увольнением из армии. Психологическая реабилитация военнослужащих, уволенных в запас, направлена на реинтеграцию нарушенной вследствие кризиса психической деятельности, включающей создание новой когнитивной модели жизнедеятельности, аффективная переоценка травматического опыта, восстановление чувства ценности собственной личности и способности дальнейшего существования в мире.

На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в том, что психологическая помощь военнослужащим, уволенным в запас, в кризисных ситуациях адаптации к мирной жизни возможна при их включении в специально организованную группу по заявленной в исследовании программе реориентационно-биографического тренинга, в котором реализуются следующие условия: отреагирование негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисом увольнения в запас, антикритическая практика, включающая ресинтез критических жизненных событий и определение позитивных жизненных ориентиров, обучение навыкам совладания с критическими переживаниями.

Похожие работы на данную тему