Методы развития творческого мышления у школьников младших классов

Название работы: Методы развития творческого мышления у школьников младших классов

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

66 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого мышления у школьников младших классов…………………………………….7

1.1. Творческое мышление и условия его развития как объект

научного знания…………………………………………………………………..7

1.2. Возрастные особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте…………………………………………………...12

1.3. Психолого-педагогические условия, приемы и методы развития творческого мышления у младших школьников………………………………18

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности методов развития творческого мышления у школьников младших классов………….23

2.1. Процедура и методы исследования…………………………………23

2.2. Результаты исследования……………………………………………32

2.3. Выводы по результатам исследования……………………………..44

Заключение………………………………………………………………..47

Библиография…………………………………………………………….50

Приложение………………………………………………………………55

Выдержка:

Введение:

В настоящее время в условиях обновления содержания образования важной задачей школы является максимальное развитие творческих способностей учащихся, формирование у них творческого мышления. Развитие творческого мышления особенно актуально в младшем школьном возрасте, поскольку данный возрастной период содержит в себе значительный потенциал интеллектуального развития детей, именно в этом возрастном периоде ведущей деятельностью является учебная деятельность, предъявляющая большие требования к развитию мышления ребенка.

Анализ литературы показал, что на сегодняшний день достаточно полно представлены проблемы, приемы и методы развития творческого мышления младших школьников в учебно-воспитательном процессе, которые рассмотрены в трудах А.В. Хуторского, И.Я. Лернера, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Г.А. Цукерман и др.

Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. В психолого-педагогической практике сложились такие противоречия, которые выступают в качестве факторов, сдерживающих развитие и формирование творческого мышления школьников. Первое – это противоречие между необходимостью творческого подхода в обучении и его опорой преимущественно на репродуктивную деятельность учащихся. Учебный процесс широко опирается на познавательные возможности детей: усвоение знаний, формирование умений и навыков строится на основе перцепции, памяти, мышления, воображения. Однако познавательные способности ребенка недостаточно используются как средство развития его творческого мышления. Второе противоречие – это противоречие между ориентацией школы на индивидуально-личностное развитие учащихся и коллективной природой процесса обучения, при котором возможности развития творческого мышления ограничены.

Таким образом, актуальность проблемы исследования методов развития творческого мышления младших школьников обусловлена тем, что на сегодняшний день существуют противоречие между необходимостью творческого подхода в обучении и его опорой преимущественно на репродуктивную деятельность учащихся, между ориентацией современного образования на индивидуально-личностное развитие учащихся и коллективной природой процесса обучения, что ограничивает развитие творческого мышления учащихся начальных классов.

С учетом этих противоречий была выбрана тема исследования «Методы развития творческого мышления у школьников младших классов», определена проблема исследования, которого звучит следующим образом: каковы методы, обеспечивающие развитие творческого мышления школьников младших классов?

Глава 2:

Организация личностно-деятельностного взаимодействия этого направления во многом схожа с организацией работы по созданию нового, но кроме описанных ранее методов, используется и метод преодоления психологической инерции, предполагающий замену названия и самого объекта по назначению, а также изменение размера объекта, что позволяет значительно расширить объем заданного понятия.

4-я группа творческих заданий – «Использование в новом качестве».

Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:

? рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;

? находить фантастическое применение реально существующим системам;

? осуществлять перенос функций в различные области применения;

? получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.

Организация работы по четвертому направлению способствует самостоятельному выполнению учащимися младших классов заданий творческого характера на использование объектов в новом качестве путем заимствования назначений других объектов, единичного переноса объектов в другие области применения, фантастического применения объектов, приносящих пользу в реальном мире.

Опираясь на имеющийся опыт, возможности различных анализаторов, ученики выполняют следующие задания: «Попробуйте увидеть необычное в обычном … арбузе»; «Найди обычное в необычном» (загадки-метафоры); «Найди применение лишним цветочным горшочкам Мальвины»; «Найди новое применение старой резиновой игрушке»; «Определи назначение предмета и найди ему замену»; «Робот сломался» и др.

При выполнении этих заданий ученикам предоставляется возможность самостоятельного выбора методов из ранее использованных. Поэтому при выборе формы работы предпочтение отдается сочетанию индивидуального выполнения задания с коллективным обсуждением полученных продуктов.

Учет актуального уровня развития и возрастных особенностей младших школьников.

1. Дифференциация творческих заданий по уровню сложности.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта):

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

? сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

? сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

? формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый уровень развития творческих способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

2. Организация учебного процесса и работы над творческими заданиями.

Организация творческой деятельности младших школьников предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

? вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно-деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

? системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

? промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников.

Особенно важна для получения высокого результата правильная организация работы над творческими заданиями. При работе над творческими заданиями необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

? стремиться к самостоятельной постановке творческого задания учащимися;

? поощрять использование при выполнении заданий методов творчества;

? ориентировать на идеальный конечный результат;

? схематично фиксировать все полученные варианты, в том числе и промежуточные;

? демонстрировать разноуровневость творческого задания;

? поощрять оригинальные решения, даже если они отличаются от контрольного;

? поэтапно рефлексировать процесс выполнения творческого задания;

? выполнение любого задания должно заканчиваться получением творческого продукта, значимого для учащегося.

Следующим этапом нашего исследования стало проведение и анализ результатов итогового тестирования по выявлению динамики показателей творческого мышления в ходе проведения развивающих занятий по программе «Уроки творчества», направленные на развитие творческого мышления младших школьников.

Первичные результаты исследования итогового уровня творческого мышления младших школьников экспериментальной и контрольной групп представлены в приложении 9,10.

В таблице 2.1. представлены средние значения показателей невербального и вербального творческого мышления младших школьников экспериментальной группы до и после проведения развивающих занятий.

Заключение:

Данная работа посвящена одной из актуальных проблем современного образования и психолого-педагогической практики проблеме поиска и разработки методов развития творческого мышления у школьников младших классов.. В ходе реализации поставленных задач был проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, рассмотрены научное подходы к проблеме творческого мышления и условий его развития с позиции как отечественных, так и зарубежных исследователей, рассмотрены возрастные особенности развития творческого мышления в младшем школьном возрасте, изучены психолого-педагогические условия, приемы и методы, обеспечивающие развитие творческого мышления у младших школьников. В основу исследования положены теоретические воззрения отечественных исследователей.

На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза исследования, заключающаяся в том, что развитие творческого мышления младших школьников возможно, если в образовательный процесс внедрены развивающие занятия по программе «Уроки творчества» с использованием метода творческих заданий, в которых реализуются следующие условия: наличие проблемной ситуации или противоречия; возможность разных способов решения; учет актуального уровня развития и возрастных особенностей младших школьников.

Для решения поставленных задач было проведено исследование, в котором приняли участие младшие школьники 2-х классов МОУ СОШ Поваровская средняя общеобразовательная школа, Московская область, г. Солнечногорск. в количестве 32 человека. В ходе исследования были сформированы экспериментальная группа младших школьников 2-х классов в количестве 16 человек, которые занимались по программе «Уроки творчества», и контрольная группа, которую составили учащиеся 2-ых классов в количестве 16 человек, которые не занимались по заявленной программе.

Результаты исследования показали, что младшие школьники характеризуются пониженным уровнем беглости и гибкости мышления, средним уровнем оригинальности и разработанности невербального творческого мышления, средним уровнем вербального творческого мышления, что проявлялось в оптимальной скорости процессов вербального творчества, достаточном количестве деталей и элементов новизны в описании образов вербального творчества.

Формирующий этап экспериментальной работы представлял разработку и реализацию условий, заявленных в гипотезе исследования. С этой целью нами были реализованы развивающие факультативные занятия по программе «Уроки творчества» с использованием метода творческих заданий. Содержание творческих заданий было представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций и явлений, что являлось условием для накопления учеником субъективного творческого опыта. Учет актуального уровня развития и возрастных особенностей младших школьников обеспечивался дифференциацией творческих заданий по уровню сложности, организацией учебного процесса и работы над творческими заданиями.

Похожие работы на данную тему