Введение
Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю, культуру как свои собственные.
Художественная роспись по дереву – традиционный вид народного искусства. Вся домашняя утварь в крестьянском хозяйстве была сработана руками мастеров – умельцев. Сани, дуги, мебель, посуда – все было выполнено из дерева и часто украшено росписью.
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.
"Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний" – писал Д.С. Лихачев.
Глава 2. Программа обучения хохломской росписи детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цели и задачи программы обучения хохломской росписи детей старшего дошкольного возраста
Цель программы:
Овладение основами художественной росписи по дереву на основе традиций хохломы, приобщение к народным традициям, развитие личности дошкольника через развитие его художественных способностей.
Задачи.
1)Образовательные – на каждом занятие дошкольники должны узнавать и обучаться чему-то новому, а именно: правильному сопоставлению цветов и тонов гуашью на бумаге и на дереве; узнавать особенности графической и мазковой росписей, технику рисунка, птиц, цветов, животных, людей, а также – различных сложных деталей, дополняющих рисунок; должны усвоить закономерности и методы росписи по дереву, в результате которых у них сформируются научные убеждения.
2)Развивающие – дошкольники должны развивать творческое воображение, эстетическое сознание, технику кистей рук. У дошкольников должны сформироваться интеллектуальные качества (мышление, память, воображение и внимание) и эмоции. Они должны иметь представления об элементарной технике графического и художественного рисунка.
3)Воспитательные – в результате обучения по данной программе у ребят будут развиты графические и живописные способности, они будут знать основы хохломской росписи, что в дальнейшем поможет им совершенствовать свое мастерство самостоятельно. Все эти знания и умения повлияют на процесс формирования нравственных и творческих качеств дошкольника
Условия реализации программы.
Литературные источники
1. Арбат Ю. А. Русская народная роспись по дереву.-М., 1970.
2. Дорожин Ю.Г. Хохломская роспись : рабочая тетрадь по основам народного искусства .- М. : Мозаика-Синтез, 2006
3. Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву XV11-XX веков.- М., 1960.
4. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Черняховская Ю. С. Пряник, прялка и птица Сирин.-М., 1983.
5. Жегалова С. К., Жижина С. Г., Попова 3. П., Просвиркина С. К., Черняховская Ю.С. Сокровища русского народного искусства: Резьба и роспись по дереву.-М., 1967.
6. Жегалова С. К. Русская народная живопись.-М., 1984.
7. Жегалова С.Г. Русская народная живопись. М., "Просвещение", 1974.
8. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.-М., 1983.
9. Орлова Л. В. Хохломская роспись: рабочая тетрадь по основам народного искусства для занятий с детьми 6-8 лет на уроках труда и изобразительного искусства.-М.: Мозаика-Синтез, 2007.- 16 с.
10. Основы художественного ремесла / Под ред. В. А. Барадулина: В 2 ч.- М., 1987.
11. Полунина В. И. Искусство и дети.-М„ 1982.
12. Проблемы народного искусства / Под ред. М. А. Некрасовой.- М., 1982.
13. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1983.
14. Шевчук Л. В. Дети и народное творчество.- М., 1985.
15. Шпикалова Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования.- М., 1979.
16. Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. Пособие для учителей. М., 1974.
17. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство во 2 классе. Пособие для учителей. М., 1984.