Обучение школьников художественной обработке бересты в кружке

Название работы: Обучение школьников художественной обработке бересты в кружке

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

75 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение.2

I. Психолого-педагогические аспекты творческой деятельности учащихся

1.1 Эстетическое воспитание учащихся в процессе внеурочной работы.6

1.2 Воспитание эстетического отношения школьников к действительности.12

1.3 Роль декоративно-прикладного искусства в художественно-эстетическом воспитании детей.14

II. Методическое обеспечение работы школьного кружка.

2.1 Анализ программ.23

2.2 Фрагмент календарно-тематического плана.28

2.3 Конспекты занятий.32

2.4 Экспериментальная часть.43

III. Основные этапы выполнения творческой работы

3.1 Из истории берестяного промысла.48

3.2 Структура и свойства бересты.57

3.3 Подготовка к работе.61

3.4 Инструменты для работы с берестой .66

3.5 Выполнение работы.68

Заключение.72

Литература.75

Приложения

Выдержка:

Введение:

В связи с реформированием образования и его адаптации к рыночным условиям изменились многие направления как учебные программы среди учебных заведений, так и работа и профили кружковых школьных объединений. Наряду с задачей эстетической работы с разнообразными видами инструментов и материалов, что может помочь в их дальнейшей жизни, выбора работы. Но любая работа должна приносить не только заработок, но и удовлетворение от красиво выполненного продукта этого труда. Такая задача по плечу тем, кто занимается в школьных кружках народных промыслов. Кроме этого решается задача их возрождения на современном этапе.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду. Художественная обработка бересты (плетение, резьба, роспись, чеканка и теснение штампиками, гравировка и процарапывание, инкрустация и окраска) является одним из видов декоративно - прикладного искусства, сохранившее до наших дней традиционные приемы и методы обработки природного материала.

Благодаря своим положительным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению) береста издавна применялась в народном быту. Работа с берестой очень занимательна, приносит много новых знаний: о свойствах изучаемого материала, способах обработки, художественно-технических приемах: подготовке к работе, склеиванию, разрезанию, выжиганию и резьбе по бересте. В процессе обучения дети знакомятся с историей зарождения и развития этого вида творчества.

Глава 3:

Береста по своим качествам бывает разной. По наблюдениям специалистов берестянщиков, качество ее зависит: от возраста дерева, от местности, где произрастает береза, от здоровья березы.

На молодых березках (в 3-4 года) бересты совсем не бывает. На березах 15-25 лет береста тонкая, чистая и мягкая. На очень старых березах и близ комля береста бывает с наростами, трещинами и темными черточками. Лучшая береста – на средних березах, толщиной 75-100 сантиметров в обхвате.

С берез, растущих на слишком сырых, болотистых местах береста получается не прочная, с шероховатостями, с множеством мелких и крупных черточек. На открытых солнечных местах береста мало растяжима, непрочна. Лучше взять бересту с берез, растущих на умеренно влажных местах, в умеренно тенистых лесах. Березы, пораженные болезнями, насекомыми, грибами дают очень плохую бересту. Хороший материал дают совершенно здоровые деревья, и при этом береста должна быть снята на некоторой высоте от земли. Бересту с деревьев снимают различными способами в зависимости от назначения: узкими лентами, листами или пластинами, сколотнями.

Снятие бересты пластом – самый простой и доступный способ заготовки материала. Бересту заготавливают в разные сроки, в зависимости от климатической зоны (в средней полосе, в мае-июне). Заготовка бересты – занятие трудоемкое, требующее большой физической силы. В народе бытуют приметы для начала заготовки бересты: когда появятся первые комары, когда первый гром прогремит; когда листочки на березе станут с пятикопеечную монету. Со спиленного или срубленного дерева можно легко снять бересту не только с нижней, но и с верхней части ствола. На большой вырубке материал запасают на многие годы. Береста должна быть ровной гладкой, без болезненных утолщений и наплывов. Лучшую бересту – плотную, слоистую и эластичную – получаю с берез, произрастающих в смешанных лесах. Совсем не пригоден материал, взятый в болотистых местах. Белоснежная береста снимается легко, для чего надо только слегка надрезать ствол сверху вниз, не делая горизонтального разреза. Ширина пласта может быть 35-40 сантиметров, а длинна - равна диаметру дерева. Инструментом для снятия бересты служит обыкновенный острый нож. Для крупных изделий бересту снимают пластами и лентой. Для заготовки пластовой бересты на стволе делаются горизонтальные надрезы, для заготовки ленты (лыка) – спиральные вокруг ствола. Если нужны большие и цельные куски, то бересту надо снимать со спиленных деревьев диаметром не менее 20 сантиметров, по возможности выбирая участки гладкие и без сучков.(см. приложение № 4)

Заключение:

Таким образом, в дипломной работе решаются три основные задачи: во-первых - это разработка и уточнение технологии художественной обработки бересты на примере школьного кружка. Ведь кружковая деятельность занятий по бересте в школе способствует развитию творческих способностей детей, служит для пробуждения творческих сил и самостоятельности. В художественных кружках ребята во многом должны чувствовать себя первопроходцами, людьми по-настоящему творческого поиска и в плане конкретной работы по возрождению отчасти угасших ремесел, и в плане самых широких перспектив: ведь всякое творчество не знает конца и в этом смысле перед ребятами всегда встают новые вопросы и возникают новые задачи. Успех приходит там, где торжествует творчество и увлеченность. Во-вторых – разработка методики обучения учащихся в школьном кружке. Постоянные и систематические занятия в школьных кружках развивают ребят, по существу, всесторонне: учащиеся постигают основы и навыки художественных ремесел, непосредственно приобщаются к богатым народным традициям художественной культуры. Ребята воспитывают в себе бережное отношение к природе, развивается их художественный вкус, и – что особенно важно – они проходят подлинную школу труда и творчества. Опыт кружковой работы показывает, что учащиеся достаточно быстро осваивают те или иные приемы и навыки художественных ремесел.

И в-третьих – образовательные и воспитательные задачи.

Похожие работы на данную тему