Отечественные школы психологии развития и возрастной психологии

Название работы: Отечественные школы психологии развития и возрастной психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Психология

Страниц:

32 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 4

Основная часть 6

1 глава. Психология развития и возрастная психология в трудах отечественных психологов 6

1.1. Период развития возрастной психологии в России до революции 6

1.2. Развитие отечественной возрастной психологии в конце 19 начале 20 века 8

1.3. Марксистский период развития отечественной психологии возрастного развития 10

2 глава. Отечественные школы психологии развития в Советской России 17

2.1. Состояние отечественной возрастной психологии в период с 1939 по 1960 гг. 17

2.2. Экспериментальная разработка проблем психического развития в 60-80-е гг. 19

2.3. Пути построения современной психологии развития человека 23

Заключение 26

Глоссарий 28

Список использованных источников 31

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, среди которых особое место занимает возрастная психология или, правильнее, психология развития человека, связанная с изучением возрастной динамики развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психологических качеств личности качественно изменяющегося во времени человека. Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития, поскольку развитие здесь рассматривается всего лишь как функция или хронологического возраста, или возрастного периода. Психология развития представляет собой более общий и теоретический курс по сравнению с возрастной и детской психологией, своего рода их методологическую базу. В центре внимания этой дисциплины находятся содержание и разные аспекты применения в психологии принципа развития, одного из важнейших методологических принципов всех наук, а новообразования и симптоматика отдельных возрастных периодов становятся тем материалом, на основании анализа которого выводятся общие закономерности становления психики. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

История психологии развития и возрастной психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику человека на основе анализа различных подходов к пониманию генезиса психики.

Исследования психического развития человека начались с античных времен. Первые же работы, связанные с поисками основ психики, основ души, привели исследователей к идее о развитии души и необходимости изучить как факторы, определяющие (детерминирующие) это развитие, так и его этапы.

Оформление психологии развития (детской или возрастной психологии) как самостоятельной отрасли научного знания относится ко второй половине 19 века. Соединились два направления, до этого времени развивавшиеся параллельно и независимые друг от друга. Это исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, а также этнографические исследования детства и языка, главным образом изучение детских игр и сказок. Особенно были популярны работы братьев Гримм, Тейлора, Боаса. В это же время психология развития начала, наконец, рассматриваться учеными в качестве самостоятельной области психологической науки.

Начальные этапы становления возрастной и педагогической психологии в России также относятся ко второй половине XIX в. В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.

Объект исследования – история становления возрастной психологии и психологии развития.

Предмет исследования – возрастная психология в трудах отечественных психологов.

Цель исследования – рассмотреть отечественные школы психологии развития и возрастной психологии.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть дореволюционный период развития возрастной психологии.

2. Проанализировать развитие отечественной возрастной психологии в конце 19 начале 20 века.

3. Изучить состояние отечественной возрастной психологии в СССР.

4. Определить пути построения современной психологии развития человека.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария и списка использованной литературы.

Глава 2:

В 70-е гг. исследования в области возрастной психологии включали разработку новых подходов к решению проблем периодизации психического развития детей. Общее признание получила периодизация развития, предложенная Д.Б.Элькониным, в основу которой легли идеи о возрасте Л.С.Выготского. Эльконин Д.Б. предложил рассматривать каждый психологический возраст на основе: 1) социальной ситуации развития – той конкретной формы отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) ведущего типа деятельности, реализующего социальные отношения; 3) психологических новообразований, возникающих в этот период. При этом понятию ведущей деятельности в теории и периодизации психического развития Д.Б.Эльконин отводил центральное место, полагая, что психическое развитие осуществляется в процессе закономерной смены типов ведущей деятельности.

В детском возрасте Д.Б.Эльконин выделил шесть периодов, каждому из которых соответствует свой ведущий тип деятельности:

1) младенческий возраст (0-1 год) – непосредственно-эмоциональное общение;

2) раннее детство (1-3 года) – предметно-манипулятивная деятельность;

3) дошкольное детство (3-7 лет) – сюжетно-ролевая игра;

4) младший школьный возраст (7-10 лет) – учебная деятельность;

5) подростковый возраст (10-15 лет) – общение;

6) ранняя юность (15-17 лет) – учебно-профессиональная деятельность .

Все типы ведущих деятельностей Д.Б.Эльконин делил на две большие группы. Первую группу составляют те из них, на основе которых ребенок ориентируется в основных смыслах человеческой деятельности и осваивает задачи, мотивы, нормы отношений между людьми. Это деятельность в системе «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. Во вторую группу входят деятельности, внутри которых происходит усвоение общественно выработанных способов действий с предметами. Это деятельность в системе «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек. В ходе психического развития ребенка происходит закономерное чередование периодов преимущественного освоения предметно-содержательной стороны деятельности и развития на этой основе мотивационно-потребностной сферы и периодов овладения операционно-технической стороной деятельности и формирования внутри нее интеллектуально-познавательных способностей детей.

В 80-е гг. возрастная психология включилась в выполнение задач, поставленных очередной реформой школы (1984 г.), в которой определялось более раннее начало обучения – с 6 лет. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей 6-летних детей, их отличий от 7-летних детей, выявление психолого-педагогических условий их обучения и воспитания составило отдельное направление исследований возрастной психологии. Существенный вклад в изучение психологии шестилеток, психологических особенностей организации образовательного процесса с этой категорией учащихся внесли Д.Б.Эльконин, Ш.А.Амонашвили, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский, Е.Е.Кравцова.

В возрастной психологии проводилось изучение учебной и внеучебной деятельности подростков, их социальной активности, ценностных ориентаций, взаимоотношений со взрослыми и друг с другом (А.К.Маркова, В.А.Петровский); изучались особенности психического развития в старшем школьном и юношеском возрасте (Е.А.Шумилин, И.С.Кон), особенности перехода от подросткового к юношескому возрасту (И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых), психологические вопросы профориентации юношей и девушек (Е.А.Климов).

К середине 80-х гг. огромный массив конкретных исследований и практических разработок по проблемам психического развития детей и подростков фактически оформился в качестве особого научного направления, которому учениками и последователями Л.С.Выготского еще ранее было присвоено название «культурно-историческая концепция». В отечественно психологии данная концепция стала выступать и объяснительным принципом феноменов психического развития, и теоретической основой понимания природы психического, и методологическим средством организации образовательных процессов в дошкольном и школьном возрастах. Можно сказать, что «культурно-историческая концепция» - это вершинная точка развития отечественной возрастной психологии советского периода.

Завершая обзор основных направлений отечественной психологии развития и возрастной психологии представляется целесообразным подвести основные теоретические итоги, которые в обобщенной форме можно свести к следующим:

1. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой закономерный, подчиняющийся своей внутренней логике процесс.

2. В целостном процессе психического развития выделяются качественно определенные ступени, этапы, периоды, позволяющие строить периодизации психического развития.

3. Закономерности психического развития едины для всех детей одного возрастного периода; индивидуальные вариации не выходят за пределы возрастной нормы.

Заключение:

К началу XX в. русская возрастная и педагогическая психология вошла в тесный контакт с мировой психологической наукой. Русские ученые регулярно следили за развитием научной мысли на Западе, совершенствовали свое экспериментальное мастерство в зарубежных лабораториях, многие иностранные работы переводились на русский язык, реферировались и рецензировались в русских журналах.

В свою очередь, труды русских ученых стали публиковаться в зарубежных изданиях (исследования И.А. Сикорского, А.П. Нечаева и др.). Русские ученые активно включились в исследование проблем, волновавших ученых и общественных деятелей во всем мире.

Развитие возрастной психологии в России с начала XX в. прочно встало на научные основы, исследования в этой области заняли ведущее место в русской психологической и педагогической науке.

В разработку этих проблем включились ученые разных специальностей, лучшие русские умы, выдающиеся теоретики и организаторы науки, пользовавшиеся большим авторитетом, в частности В.М. Бехтерев, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов и др. Сформировалась целая плеяда русских психологов, активно занявшихся теоретическими и организационными вопросами изучения детского развития и построения научных основ воспитания и обучения. В их числе П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.П. Нечаев, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Румянцев, И.А. Сикорский, Г.И. Челпанов и др.

По их инициативе стали создаваться специализированные научные центры, обеспечивающие научно-исследовательскую и просветительскую деятельность и подготовку кадров для них. Развернулась интенсивная теоретическая, методологическая и научно-организационная деятельность. Получили распространение небольшие лаборатории, кружки, кабинеты по изучению детей при некоторых учебных заведениях и т.п.

Развитие отечественной возрастной и педагогической психологии проходило в контакте с исследованиями по этим проблемам в зарубежной науке.

Придавая большое значение развивающему эффекту обучения, считая его ведущим принципом любого обучения, отечественные психологи П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Н.А. Менчинская и др. предлагают различные пути решения этой проблемы. Так, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, как было ранее отмечено, уделяют особое внимание формированию у детей ориентировочных действий и использованию характерных для каждого этапа психического развития ребенка видов деятельности. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов исходят из положения о том, что обучение свою ведущую роль в умственном развитии осуществляет через содержание усваиваемых ребенком знаний. Поэтому они формируют у детей обобщенные приемы и способы познания, овладевая которыми ребенок успешно усваивает учебный материал. Л.В. Занков выдвигает определенные условия успешного осуществления развивающего обучения: высокий уровень трудности, быстрый темп прохождения материала, осознание ребенком процесса учения и т.д. Исследования А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина показали большие, чем это предполагалось до сих пор, возрастные возможности дошкольников и младших школьников, что позволило определить психологические критерии обогащения познавательного содержания программ дошкольного воспитания и начального обучения и наметить более высокие требования к воспитательно-образовательной работе детского сада и начальных классов школы.

Похожие работы на данную тему