Введение:
Вашему вниманию представляется тема по философии – Европейская философия первой половины XIX века.
В первой половине XIX века центр философского творчества Европы окончательно перемещается в Германию. Хотя Германия в этот период в экономическом и политическом отношении оставалась крайне отсталой страной, но она вышла на первые рубежи в развитии духовной культуры в философии и искусстве. В это время господствовала, так называемая, немецкая классическая философия. Она была значительным шагом в становлении теоретической мысли по сравнению с предшествующим философским развитием, и это выражает актуальность предоставляемой темы.
Наша цель рассмотреть основные направления в европейской философии первой половины XIX века, в частности немецкую классическую философию, и изучить основные взгляды мыслителей того времени.
В процессе работы над данной темой была использована учебная литература по философии.
Основная часть:
Философия Фейербаха нетрадиционна как в самой постановке проблем, так и в их решении, и в этом состоит ее своеобразие. Выделим следующие черты учения Фейербаха [2, c.314].
1. Основой философии Фейербаха является учение о природе. Он утверждает, что нет ничего высшего, чем природа, как нет ничего низшего, чем она. Природа вечна. Она бесконечна в пространстве: только человеческая ограниченность ставит рамки ее протяженности. Фейербах отвергает взгляд на природу как на условие развития духа, как на что-то производное, зависимое от сознания и воли.
2. Материализм Фейербаха был антропологическим. Дело в том, что в центре его философии - учение о человеке (антропос). Человек рассматривался им как естественное существо, как высшая ступень естественного саморазвития. Чувство и сознание человека есть тоже естественные явления. Поэтому он говорил о человеке как о чем-то абстрактном, а не как о конкретном историческом человеке. В сферу исследований Фейербаха не попадали ни настоящий мир человека, ни его реальные отношения с другими людьми, ни духовная, ни производственная деятельность. Человек в толковании Фейербаха выступает как внеисторическое и внеобщественное существо, и в этом состоит существенный недостаток его философии.
3. Антропологический материализм Фейербаха был метафизическим. Ученый не смог преодолеть созерцательного характера предшествующего материализма и осознать роль практики в процессе познания и общественного развития. Из-за созерцательных позиций он не сумел понять гегелевской диалектики, отвергнув ее вместе с идеалистической системой.
4. В теории познания Фейербах стоял на позициях сенсуализма. Свою философию он назвал чувственной философией, но не отрицал взаимосвязи чувственного и рационального. Он подчеркивал, что чувственное должно дополняться рациональным, а рациональное - чувственным. Фейербах решительно выступал против агностицизма.
5. Философия Фейербаха носила атеистический характер. Он вел непримиримую борьбу с религией. Ее источник, так же как и источник идеализма, он усматривал в отрыве от бытия. Тем не менее, выступая против ортодоксальной религии, Фейербах предлагал создать новую религию, которая обожествляла бы силу любви человека.
6. В понимании общественной жизни Фейербах был идеалистом. Философ не пришел к пониманию того, что сознание людей определяется не только их положением в окружающей природе, но и, главным образом, материальными условиями жизни, общественным бытием.
Заключение:
Итак, вам была представлена тема, посвященная европейской философии первой половины XIX века. В целом классическая немецкая философия, как доминирующая в исследуемый период времени, внесла важный вклад в сокровищницу мировой философской мысли. Она характеризуется системным изложением философских проблем, изучением их в динамике развития, стремлением соединить абстрактные философские концепции с политикой, правом, моралью, искусством, т. е. практически со всеми формами человеческой деятельности.
Спасибо за внимание!