Дипломная по теме: Основные методы и техники поддерживающей терапии

Название работы: Основные методы и техники поддерживающей терапии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Психология

Страниц:

78 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………..…………3

Глава 1. Психологическая поддержка в структуре психотерапии..6

1.1. Понятие психологической поддержки в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………..….……….6

1.2. Психологическая поддержка: направления и методы…….............13

1.3. Значение психологической поддержки в консультировании и психотерапии…………………………………………………………………….17

1.4. Особенности психологической поддержки как терапевтического инструмента в различных психологических направлениях и школах……………………………………………………………………………30

Выводы по первой главе…………………..…………………………...41

Глава 2. Разработка телесно-ориентированного Тренинга для женщин, переживших развод……………………………….………………...43

Заключение …………………………………………………….………...61

Библиография…………………………………………………………... 63

Приложения…………………………………………………………….. 68

Выдержка:

Введение:

Знание основ психотерапии необходимо каждому культурно¬му человеку. А представителям профессий, главная задача кото¬рых – работа с людьми, – педагогам, социальным работникам, юристам эти знания профессионально необходимы. Они помо¬гают лучше понимать и оценивать свои и чужие поступки и пси¬хические состояния, причины которых не всегда лежат на поверхности и не всегда на самом деле таковы, какими нам представляются.

Важно не просто понимать, но и правильно действовать, корректировать в случае необходимости свое и чужое поведение. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Иначе мы давно бы расстались с мешающими нам и другим привычками.

Среди актуальных проблем современной жизни, проблема психологической поддержки личности занимает одно из ведущих мест. Повышение интереса к ней вызвано рядом причин социального характера: изменением условий среды, ритма жизни, психоэмоциональной обстановки труда и быта, а также влиянием социально-экономического развития общества. Нестабильная, меняющаяся экономическая ситуация оказывает стрессогенное воздействие на человека.

Большинству удается переживать стрессы, не давая им поглотить себя. Некоторые пытаются найти спасение в какой-либо форме зависимости, ища помощи и поддержки, уходят в болезнь, находят спасение в работе. Проявления подобного рода приводят к снижению социальной адаптации человека, его трудоспособности.

В последние годы можно наблюдать возрастание общественного интереса к проблемам человека в целом, его индивидуальности, к возможностям воздействия на него. Эти обстоятельства привели к развитию психологической помощи как одного из ведущих направлений практической психологии, которое базируется на профессиональном изучении личности и ее проблем.

Одной из важнейших задач психологического консультирования является организация эффективной психологической поддержки личности.

Далеко не все люди имеют необходимые ресурсы для конструктивного разрешения трудной ситуации самостоятельно. Многих людей стрессовая ситуация не только лишает степени свободы в выборе качества и образа жизни, делает невозможным ощущение ими счастья и радости жизни, но довольно часто является причиной депрессии, психосоматических заболеваний.

Одна из задач психотерапии – обучение людей способам пове¬дения, которые помогут им успешнее решать и по возможности не создавать личные и межличностные проблемы.

Опытный психотерапевт часто сразу видит ошибочные дейст¬вия, порождающие и усугубляющие проблемы, которые его кли¬ентам кажутся возникающими сами по себе или по вине других людей и обстоятельств.

Иногда человек на уровне сознания вполне понимает, что нуж¬но делать в угнетающей его ситуации, но не может найти в себе сил и решительности для этих действий, предпочитая смириться с ситуацией как непреодолимой.

Психотерапевт, практический психолог должны уметь отличить ситуацию, объективно неразрешимую (по крайней мере, собствен¬ными усилиями), от ситуации, которую данный человек принимает за неразрешимую, снимая с себя ответственность за принятие реше¬ний и действия по ее преодолению. Одновременно психотерапевт должен уметь четко отличать случаи, входящие в его компетенцию, от случаев, с которыми данный индивид должен быть направлен к психиатру с подозрением на психическое заболевание.

Поэтому психотерапевт или практический психолог должен в совершенстве владеть техниками и методами поддерживающей терапии, для оказания эффективной консультативной помощи.

Глава 2:

Автор: Тимошенко Г., Леоненко Е. [52]

Цель: инициировать переход из одного состояние в другое в контексте завершения отношений

Время: 60 мин.

Оборудование: толстая верёвка длиной 5-7 м

Ход упражнения: Поперёк помещения, где проходит работа, по прямой укладывается верёвка, разделяющая помещение на две части. Каждый участник группы самостоятельно определяет, какая половина помещения обозначает состояние "сейчас" (до расставания), и находит своё место в ней. Он двигается по этой половине, пытаясь найти в своих внутренних ресурсах то, что может помочь перейти в состояние "потом" (после расставания), осмыслить необходимые для такого перехода действия, понять и почувствовать момент, когда он будет готов этот переход совершить. Может быть, придётся долгое время походить вдоль черты, разделяющей эти два состояния, понять, что тревожит в том состоянии, которое предполагается "за чертой". Важно понять, что на самом деле должно произойти в момент перехода. И только когда всё необходимое на "этой стороне" будет сделано, завершено, осознанно и осмысленно, стоит совершить переход. Потом можно будет походить по пространству "после", освоить его, освоиться со своим новым состоянием, понять, что произошло внутри.

Часто с первого раза время перехода не наступает. Иногда кто-то, перейдя в новое состояние, решает вернуться назад. Всё это вполне допустимо – главное, чтобы всё произошедшее было осмысленно и обсуждено с терапевтом и другими участниками группы.

Шеринг 20-30 мин. (цит. по Тимошенко Г., Леоненко Е. 52)

Перерыв

Упражнение 5. Контролируемая агрессия

Автор: Тимошенко Г., Леоненко Е. [52]

Цель: проработка чувства гнева

Время: 40-50 мин.

Инструкция для группы: разбейтесь на пары и определитесь, кто первым будет работать, а кто помогать ему. Тот, кто работает, становится на максимальном расстоянии от пустой стены лицом к ней, а его партнёр располагается перед ним лицом к нему. Он упирается руками в плечи работающего, глядя ему прямо в глаза. У него сложная задача – не отводить своего взгляда, напоминать работающему, чтобы он делал то же самое, и не давать ему впадать в неконтролируемую ярость. Если помощник почувствует, что работающий перестал себя контролировать – он обязательно должен напомнить ему об этом и, возможно, даже предложить вернуться в исходную точку и начать сначала. Кроме этого помощнику придётся напоминать работающему про то, что он должен "звучать" на протяжении всего упражнения. Если этого не происходит, вполне допустимо предложить повторить упражнение. Но главная зада помощника – изо всех сил сопротивляться работающему и при этом всячески побуждать его преодолеть сопротивление.

Задача работающего – не прикасаясь к помощнику руками, только давлением своего тела, взглядом и собственным звуком добиться, чтобы тот пятясь дошёл до стены.

Когда задача будет выполнена, всё повторяется сначала, но помощник упирается уже руками в таз работающему – в области подвздошных костей.

И, наконец, в третьей части упражнения упор делается в лоб работающему. Эта часть работы требует от помощника большой осторожности, потому что это – самое трудное положение для работающего, а шея намного более уязвима и слаба, нежели корпус.

После выполнения всех трёх частей упражнения и обсуждения партнёры меняются ролями.

Шеринг. (цит. по Тимошенко Г., Леоненко Е. 52)

Упражнение 6. Телесно-ориентированные аффирмации

Автор: Сандомирский М. Е. [49]

Цель: погашение внутриличностного конфликта

Время: 40-50 мин.

Инструкция для группы: Сконцентрируйте внимание, сосредоточив его на своих физических и телесных ощущениях. Вначале настройтесь на проблему, постарайтесь найти в своём теле ощущения, предположительно связанные с переживаемой проблемой и вызванными ею отрицательными эмоциями, то есть дискомфортные ощущения, появляющиеся или усиливающиеся, когда вы думаете о пришедшем разводе – например, головная боль, или тяжесть в груди, или сосущее чувство пустоты "под ложечкой" и т.п. Именно эти ощущения служат материалом для дальнейшей работы. Их нужно использовать как чувствительный индикатор, своего рода лакмусовую бумажку тех психолого-коррекционных изменений, которые должны произойти на подсознательном уровне).

Возьмите чистый лист бумаги, разделите его на две половины вертикальной чертой. На левой, "тёмной" половине напишите ту негативную мысль – возможно, самообвинительную, которая первой приходит в голову, когда вы думаете о рассматриваемой проблеме. Произнесите её мысленно. Понаблюдайте, как при этом меняются дискомфортные телесные ощущения – как правило, они усиливаются. Повторите предыдущий шаг – поработайте с разными вариантами формулировки проблемы, с различными подсказанными ею негативными мыслями. Постарайтесь выбрать из нескольких вариантов тот, который в наибольшей степени приближается к источнику проблемы – тот, который вызывает самые яркие дискомфортные ощущения.

Теперь начните таким же образом произносить утверждения, противоположные по смыслу, – как аргументы в споре, помогающие убедить собственное подсознание. Делайте это медленно, не торопясь, оставляя между проговариваемыми фразами паузы и внимательно наблюдая за тем, на какие из них откликаются телесные ощущения – именно эти аргументы оказались наиболее убедительными для вашего подсознания. Запишите их на правой стороне листа. Обычно достаточно подобрать 4-5 таких фраз, чтобы самочувствие нормализовалось и эмоциональный пожар погас.

Работа в течение 20 мин.

Разрежьте ваш листок по разделительной черте. От его левой половины вы можете избавиться и забыть её содержание. Можете просто смять клочок бумаги и выбросить его в мусорную корзину. Можете придумать для себя целый "магический" ритуал уничтожения негативных мыслей. Первую же половину листа сохраните и запомните весь ваш "правый" список позитивных мыслей, чтобы использовать их для дальнейшей работы над собой.

Шеринг 15-20 мин. (цит. по Сандомирский М. Е. 49)

Заключение:

Психотерапевтический аспект использования поддерживающей терапии предполагает, что поддерживающие и дополнительные (дополняющие какие-либо отсутствующие моменты) интервенции преследуют цель улучшить актуальную способность пациента к саморегуляции. Эти меры приводят к созданию "помогающих отношений", при которых пациент действует на более высоком функциональном уровне, чем вне этого отношения. Чем более сознательно терапевт "дополнительно" ориентирован на компенсацию некомпетентности пациента, тем меньше опасность злокачественных регрессивных процессов, которые ведут к тому, что пациент становится ситуативно-беспомощным и зависимым, а отношения деструктивными; тем выше шансы, что возникнут помогающие отношения, при которых пациент в ходе терапевтической регрессии может как реализовывать свою потребность в помощи, так и получать ощутимую пользу от терапевтической помощи.

Понятие поддержка включает в себя больше от желания клиента, исходит из его потребностей. Поддерживается то, что уже существует, начато. Исходя из этого, важными компонентами психологической поддержки являются: ободрение и успокаивание, теплота, забота, высокая оценка, принятие, уважение и понимание, которые являются значимыми элементами для создания психотерапевтического климата.

При наличии благоприятного терапевтического климата, психологической поддержки клиенты меньше нуждаются в оборонительной позиции и во внешнем уважении, чаще идут на все больший, эмоциональный риск, делясь мыслями, чувствами, тревогами и страхами, которые трудно обсуждать и которые ранее отрицались. У клиентов значительно увеличивается потенциал для роста и изменений.

Психологическая поддержка оказывает существенное влияние на: облегчение изменения поведения, совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения, увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей, помощь в процессе принятия решений.

Цель психологической поддержки – помочь человеку в трудной жизненной ситуации, вернуть его к полноценной жизни, побудить к социальной активности. Идеальной целью поддержки является освобождение клиента не от проблем, а от необходимости обращаться за помощью, чтобы он смог самостоятельно решать возникающие трудности.

В результате исследования мы пришли к выводу, что основная задача использования психологической поддержки состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию.

В рамках исследования нами был разработан и апробирован телесный тренинг для женщин, переживших развод.

Похожие работы на данную тему