Понятие смерти в психологии

Название работы: Понятие смерти в психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Психология

Страниц:

27 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1 Понятие смерти в науке и религии 4

2 Психологическое отношение к смерти 11

3 Психологические стадии умирания и скорби 16

4 Приемы консультирования и терапевтической работы при столкновении со смертью 21

Литература 25

Выдержка:

Введение:

Феномен смерти человечество пытается разгадать с глубокой древности. Во всех мировых религиях биологическая смерть понимается как переход от одной формы жизни (земной) к другой ее форе – жизни души в иной, внеземной области мироздания. Религиозная ориентация (или безверие) человека влияет на его отно-шение к смерти. Смерть как сон, из которого не возврата в реальный мир, смерть как переход в иной, внеземной мир, смерть как прекращение жизнедеятельности ор-ганизма человека… Эти и другие варианты объяснения феномена смерти сменяли в истории человечества друг друга и до настоящего времени существуют в рамках различных культур.

В медицине смерть рассматривается как состояние полного прекращения жиз-недеятельности человека. С точки зрения системного подхода смерть человека рас-сматривается не только как остановка физиологических функций, но и как прекра-щение всех остальных видов активности – духовной, психологической, социальной.

Понимание того, что представляет собой жизнь и смерть человека является одновременно и ответом на вопрос о том, что такое сам человек – одна из форм ма-терии, имеющих место быть в земных условиях или нечто другое. Явление смерти имеет формообразующее значение в становлении жизненных стратегий отдельного индивида и человеческой культуры в целом. Разные оценки смерти в них служат ос-нованием для различных этических систем. В современном обществе существует проблема отношения человека к смерти. К переходу в мир иной мы относимся с чувством страха и тревожного ожидания. И в окружающем нас мире большинство людей умирает неподготовленными к этому, безусловно, важнейшему событию. В связи с этим особую прикладную проблему психологического консультирования со-ставляет проблема психологической помощи умирающим больным и членам их се-мей. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучить психологическую проблему смерти и умирания.

Методом исследования является теоретический анализ литературных источ-ников по проблеме исследования.

Глава 4:

Дискутируется ряд серьезных вопросов относительно принципов психологи-ческого консультирования, когда пациент умирает. Многие психологи сходятся в том, что не существует никаких правил, и каждый случай необходимо оценивать в определенный момент и при полном знании рассматриваемой ситуации. В каждом случае следует опираться на здравый смысл. Важно создать нужное состояние духа у умирающего. Не подавать ложных надежд на выздоровление, а помочь посмотреть прямо в лицо смерти и принять ее. Это считается необходимым. Нельзя позволить ему отгородиться от реальности и умереть неподготовленным.

Консультирование и терапия при утрате – трудная работа, начиная с утешения и поддержки и заканчивая разрешением тяжелой и болезненной реакции потери, ес-ли клиент этого хочет. Отмечено, что желания клиентов, переживающих горе, и со-ответствующая помощь им касаются следующих тем:

1. «Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти и о своих чувствах в связи с произошедшим.

2. «Спросите меня о нем (ней)». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он был похож?», «Что он любил делать?», «Какие са-мые приятные ваши воспоминания связаны с ним?». Это только некоторые из во-просов, задав которые, мы можем проявить свой интерес к прожитой жизни.

3. «Поддержите меня и позвольте мне выплакаться». Прикосновение – это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвла-стны. Даже просто придержать его за локоть лучше, чем холодная изоляция.

4. «Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину сло-вами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь-и-сейчас».

Профессиональная задача психолога заключается в том, чтобы помочь клиен-ту по-настоящему пережить утрату, совершить работу горя, позволить переживше-му утрату выразить целый ряд чувств, мыслей и действий, а не в том, чтобы приту-пить остроту душевных переживаний. При этом консультанту следует быть реали-стичным, побуждать к разговору об умершем и выражению чувств, не удивляться, что человек повторяет историю о смерти (проговаривание – естественный способ справиться с горем), давать человеку информацию о том, что «нормально» в состоя-нии горя (например соматические симптомы, нарушение сна, плохой аппетит и т.д.).

Если реакция утраты подавляется, полезно, кроме всего перечисленного выше, изучить причины, почему человек избегает горя. Если реакция утраты искажена, следует побуждать клиента к выражению и осознанию чувств, работать над пробле-мами, созданными отношением сильной зависимости, обращать внимание на двой-ственные отношения между умершим и горюющим человеком и искать, в чем их ис-токи, попытаться найти незаконченные дела между умершим и горюющим и прора-ботайте этот вопрос. Если горе приобретает хронический оттенок, то следует уста-новить, почему человек не может отказаться от этой фиксации, какой отпечаток смерть отбрасывает на отношение человека к себе на фоне утраты, есть ли какая-то вторичная выгода от того, что человек держится за горе (например, он обнаружил, что о нем стали заботиться, а этого ему ранее не хватало).

Для работы с утратой успешно используются техники экзистенциального ана-лиза, когнитивно-поведенческой терапии, гештальт-терапии, нейролингвистическо-го программирования, символдрамы, телесно-ориентированной терапии. Наряду с индивидуальными занятиями применяются также групповые формы работы.

Заключение:

Отношение людей к смерти на протяжении веков претерпевало значительные изменения. Если в архаических мифах смерть предстает как естественное заверше-ние жизни, то в современном мире с присущим ему культом достижений и успеха старение, смертельные болезни и умирание воспринимаются как полное поражение и болезненное непонимание ограниченности возможностей человека управлять при-родой. С точки зрения присущей наш культуре философии прагматизма, подчерки-вающей значение достижений и успеха, умирающий человек является потерпевшим поражение. Многие наши современники стараются не задумываться о смерти, отго-няют от себя тревожащие мысли о ней, вспоминая о ее неизбежности лишь в ситуа-циях смерти кого-то из своего ближайшего окружения или угрозы собственному здоровью и жизни.

Большое число ежедневных сообщений СМИ о гибели людей как в результате военных действий, техногенных аварий, природных катаклизмов и пр., так и от не-счастных случаев в обыденной жизни, способствуют тому, что смерть становится обыденным явлением, обезличивается, банализируется проблема индивидуальной смерти для общества в целом, но она остается наиболее острой проблемой для каж-дого индивида в отдельности. К переходу в мир иной мы относимся с чувством страха и тревожного ожидания. И в окружающем нас мире большинство людей умирает неподготовленными к этому, безусловно, важнейшему событию. Совре-менная психология способна быть значительной поддержкой для него. Ею нарабо-тан значительный практический опыт для облегчения эмоционального состояния пациентам с неизлечимым диагнозом в оказании помощи людям, столкнувшимся со смертью близких. Актуализация темы смерти рассматривается современными пси-хологами не только как потенциально психотравмирующий фактор, но и как мощ-ный ресурс, активизирующий все жизненные процессы человека, позволяющий по-новому взглянуть на основные сферы жизни и отношения человека.

Похожие работы на данную тему