Вопросы по психологии

Название работы: Вопросы по психологии

Скачать демоверсию

Тип работы:

Вопросы

Предмет:

Психология

Страниц:

15 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

1. Возраст как критерий структурирования научного психологического знания: основные отрасли возрастной психологии, их характеристика. Социальный критерий структурирования научного психологического знания, краткая характеристика отраслей 2

2. Понятие о восприятии. Функции восприятия. Закономерности восприятия. Апперцепция 8

3. Основные факторы психического развития и формирования личности, их характеристика и соотношение 11

Выдержка:

Основная часть:

Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Современная психология пред-ставляет собой весьма разветвленную систему наук. Существуют ряд критери-ев, с помощью которых структурируют научное психологическое знание. К ним относятся критерий возраста и социальный критерий.

Возраст – одна из фундаментальных и сложных категорий науки вообще и психологии в частности. Это важнейший атрибут существования любого фи-зического тела. Возраст в психологии – категория, служащая для обозначения временных характеристик индивидуального развития. Уже самое общее, фор-мальное его определение имеет 2 значения, оба из которых широко применяют-ся как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи – это абсолютный и условный возраст. Абсолютный (календарный, или хроноло-гический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момен-та его измерения. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то ка-чественно-количественных признаков.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и проти-воречивыми. Как указывает И.С. Кон, чтобы разобраться в содержании катего-рии возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсче-та, в которых наука описывает человеческий возраст, и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его со-ставляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства», «возрастные нормы»).

Вторая система отсчета – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрас-тная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «воз-растные группы», «поколение», «когортные различия» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп («возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п.).

В психологии понятие «возраст» разделяют на хронологический и пси-хологический. Хронологическим называют паспортный возраст, т.е. зафикси-рованную дату рождения. Он является неким фоном для процессов психическо-го развития и становления человека как личности. Психологический же возраст не связан с датой рождения, его не определяет количество психологических процессов. Он зависит от внутреннего содержания, от того, какие чувства, стремления, желания испытывает человек.

В отличие от хронологического возраста, в психологии возраст обознача-ет определенную, качественно новую ступень онтогенетического развития. Психологический возраст опосредуется социальными и биологическими факто-рами. Возрастные «прибавки» являются в действительности суммацией разно-родных явлений роста: общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Этот рост имеет место и в период зрелости, и в период старения, так как он пересекается со многими сложными явлениями социального и куль-турного развития человека в конкретных исторических условиях его существо-вания. Обозначение определенных этапов в систематиках возрастного развития свидетельствует лишь о том, что для данного возраста новыми и наиболее ти-пичными являются определенные психические качества индивида. Датирова-ние сроков начала и особенно окончания этапа является также весьма искусст-венным. В систематике возрастных этапов оправдано использовать метод «пе-рехлестывания» возрастных периодов, а главным является последовательность стадий. Каждая стадия является периодом эволюции психики и одновременно типом поведения человека.

Похожие работы на данную тему