Основная часть:
Педагогическая технология есть описание системы действий учителя и учеников, которую следует выполнять для оптимальной реализации учебного процесса (И. Волков); проект определенной педагогической системы, которая реализуется на практике, смысловая техника реализации учебно-воспитательного процесса (В. Беспалько).
Модель - в переводе с французского означает – мера, образец, норма; в логике и методологии науки – аналог, схема, структура, знаковая система определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образований.
Моделирование – это 1) метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих и конструируемых предметов и явлений, например, физических, химических, социальных и т.д.
Педагогическое моделирование - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.
Педагогическая ситуация - объективное состояние педагогической системы в определенный момент времени (Л.Ф. Спирин).
Ситуация выбора – ситуации, специально создаваемые педагогом или возникающие спонтанно, но сознательно используемые в целях воспитания, связанные с необходимостью выбора. Если выбор совершается осознанно, то субъект выбора принимает на себя ответственность не только за последствия своего выбора, но и за факт отказа от нереализованных возможностей.
4. Содержание технологии
Общие этапы моделирования педагогических ситуаций (А.В. Корзун):
1. Предварительное описание проблемной ситуации.
2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации (Что нужно? Что есть? Почему нельзя получить то, что нужно?).
3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия.