Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Название работы: Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая практика

Предмет:

Педагогика

Страниц:

41 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1. Анализ нормативно-правовых документов 5

1.2. Взгляды ретро и современных педагогов, психологов, философов 8

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17

2.1. Изучение уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 17

2.2. Методические рекомендации для педагогов и родителей по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста 23

Заключение 34

Список литературы 35

Приложение 38

Выдержка:

Введение:

Дошкольный возраст является самоценным периодом развития, в котором складывается детская личность; формируется правилосообразное нормативное поведение. Получая от микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

Однако на пути нравственного становления личности нередко встречаются многочисленные препятствия, которые приводят к отклонениям в нравственном развитии. Такие дети отличаются слабостью нравственно-этических знаний, несформированностью нравственных привычек, невоспитанностью нравственных чувств и отсутствием единства между сознанием и поведением. В дальнейшем их последствиями могут быть более серьезные отклонения в поведении, деформация личности в целом. Поэтому проблема повышения эффективности нравственного воспитания детей имеет большую социальную значимость.

Анализ научной разработанности темы исследования показал, что в педагогике, философии, психологии личности ведутся исследования нравственной сферы личности; разработаны категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений. В психологии развития выделен аспект морального развития в онтогенезе и показаны его внешние и внутренние детерминанты (Л.И. Божович, Т.Д.Марцинковская, Л.Ф.Обухова и др.). Следует выделить исследования, посвящённые нравственной сфере личности дошкольника, в частности, исследования С.А.Козловой, которые раскрывают особенности нравственного развития и воспитания дошкольников в условиях воздействия окружающей социальной действительности.

Проведенные исследования значительно обогатили представления о генезисе нравственного развития в дошкольном возрасте, о содержании и особенностях отдельных компонентов нравственной сферы (моральное сознание, чувства, переживания, поведение и др.), но целостная теория развития нравственной сферы личности дошкольника ещё не разработана. Современная педагогическая наука в полной мере подошла к пониманию необходимости изучения сложнейшего комплекса нравственных и духовных составляющих личности.

Таким образом, можно выделить противоречия между требованиями общества к нравственной воспитанности подрастающего поколения и реальными результатами нравственного воспитания детей; между необходимостью проведения работы по развитию нравственной сферы детей и недостаточной разработанностью методики нравственного воспитания. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы: «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: проанализировать и обобщить различные подходы к нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: методика нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать нормативно-правовые источники, философскую и психолого-педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания.

2. Выявить уровень нравственного развития детей старшего дошкольного возраста.

3. Разработать рекомендации для воспитателей и родителей по нравственному воспитанию детей нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: изучение работ философов, педагогов и психологов по проблеме исследования; обобщение как общетеоретический метод исследования; изучение продуктов деятельности; эксперимент.

Глава 2:

Важно поддерживать ощущение такой организации среды, при которой ребёнок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитателю следует чаще привлекать старших дошкольников к созданию окружающей обстановки, выяснять их мнение о планируемых действиях по изменению среды, вовлекать в процесс преобразований.

Таким образом, работа с детьми должна строиться с использованием различных форм, методов и средств обучения.

В процессе нравственного воспитания важно соблюдение принципа единства требования в детском саду и семье, поэтому очень важно организовать работу с родителями.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Как отмечают О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные [13].

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитания детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

В рамках нашего исследования мы можем использовать весь комплекс форм взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам эмоционально-нравственного воспитания.

Тематика групповых родительских собраний (формы проведения - «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может быть следующей:

1. Нравственное воспитание в семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование эмоций и нравственных качеств личности, является семья.

2. Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.

3. Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.

Тематика групповых консультаций:

? «Ребенок - зеркало нравственной жизни родителей»;

? «О детском эгоизме»;

? «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;

? «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению».

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы можно использовать формы наглядной агитации. Для этого в работе с родителями активно используются папки-передвижки, папки-раскладушки, в которых можно представить рекомендации по нравственному воспитанию детей, о том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо и грубо. Можно создать библиотеку для домашнего чтения, которая могла бы способствовать воспитанию у детей нравственных чувств и представлений.

Также в группе можно организовать совместные конкурсы детей и родителей, проектная деятельность, для того чтобы вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, активизировать участие в различных мероприятиях. Примерная тематика совместных конкурсов:

1. поделки из природного материала;

2. сезонные выставки совместных работ;

Заключение:

Нравственное развитие личности - усвоение и реализация в поступках общественных норм отношения к труду, к окружающим людям, к самому себе - осуществляется не только через знание необходимых нравственных понятий. Только то, что нашло соответствующий эмоциональный отклик, эмоциональное приятие и постепенно сложилось в систему потребностей, стремлений, в систему ценностей и, наконец, убеждений личности, становится постоянным, непосредственным побудителем (мотивом) отдельных поступков и всего поведения в целом.

Результаты диагностики выявили несформированность нравственной сферы у некоторых детей, что обусловило необходимость разработки рекомендаций по нравственному воспитанию детей..

В комплекс мероприятий по развитию эмоционально-нравственной сферы мы включили формы, средства, методы эмоционально-нравственного воспитания, а также организацию взаимодействия ДОУ и семьи. Основной формой эмоционально-нравственного воспитания детей являются тематические занятия. К методам эмоционально-нравственного воспитания относятся словесные (беседа), наглядные, практические и игровые методы. К средствам эмоционально-нравственного воспитания мы относим: художественные (художественная литература, изобразительное искусство, кино-, мультфильмы, музыка); социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда); деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения).

В процессе эмоционально-нравственного воспитания важно соблюдение принципа единства требования в детском саду и семье, поэтому очень важно организовать взаимодействие ДОУ и семьи.

Похожие работы на данную тему