Развитие творческого стиля мышления.

Название работы: Развитие творческого стиля мышления.

Скачать демоверсию

Тип работы:

Реферат

Предмет:

Психология

Страниц:

20 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

1. Понятие творческого стиля мышления 4

2. Методы развития творческого стиля мышления 8

2.1.Коллективная учебная деятельность 8

2.2. Мозговой штурм 8

2.3. Самостоятельная работа 10

2.4. Метод развивающего дискомфорта 12

Заключение 19

Список литературы 20

Выдержка:

Введение:

В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрос интерес к развитию креативности. Актуальность его изучения определяется изменениями, произошедшими в социальной ситуации современной России. В создавшихся условиях повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, творческое отношение к действительности. Для этого необходимо активизировать творческий потенциал, развивать творческие способности, креативность. Целесообразно развивать их способности, начиная с самого раннего возраста. Поэтому в школьном обучении нужно уделять особое внимание развитию творческого , а не только репродуктивного стиля мышления .

Развитие творческих способностей и дарований, формирование творческого потенциала молодежи, является основным призванием нашего образования, важнейшей целью обучения. Творческая способность человека – это мышление в его высшей форме. Будучи компонентом цели и способа деятельности, творчество становится обязательным условием мастерства.

Развитию этих умений и навыков способствует применение в процессе обучения различных методов, форм самостоятельной деятельности.

При таком построении учебного занятия перед обучаемыми ставятся различные вопросы теоретического и практического характера, разрешить которые предполагается коллективно. Для разрешения таких вопросов требуется самостоятельно приобрести необходимые знания и воспользоваться уже полученными.

Целью данного реферата является рассмотрение методов развития творческого стиля мышления.

Глава 2:

Вместе с тем успешное преодоление таких кризисов, превратившееся в систему, постепенно приводит к формированию определенных личностных качеств, возникновению особой жизненной идеологии человека, созданию своего рода «сценария победителя».

Понятно, что кризис, как и всякая дискомфортная ситуация, может быть либо развивающим и потому необходимым для становления способностей и личности ребенка или подростка, а может быть и негативным, разрушающим.

Различия между этими двумя типами кризиса не в самой по себе ситуации, а лишь в характере реагирования и выхода из нее. В случае развивающего ситуативного кризиса происходит активное преодоление ситуации дискомфорта, успешное ее преодоление. Характерна и внешняя эмоциональная реакция после выхода из такого кризиса - она в этих случаях носит отчетливо позитивный, в некоторых случаях даже радостный характер ( реакция победителя). В случае разрушающего микрокризиса отмечается пассивное переживание и «уход» из ситуации.

Ситуативный кризис в системе развивающего дискомфорта прямо предполагается и при отсутствии его естественных (спонтанных) проявлений может даже специально провоцироваться.

На основании имеющегося у нас опыта можно выделить три стадии кризиса:

1. тревога, напряженность, состояние дискомфорта.

Эта стадия представляет собой отражение ситуации дискомфорта в психике ребенка или подростка, осознание им тех трудностей, которые возникли и на которые надо реагировать. Такое состояние отчетливо наблюдается при разных типах дискомфорта и на этой стадии не всегда можно различить, по какому типу будет протекать кризис.

Правда, при достаточном опыте работы со школьником по методу развивающего дискомфорта, при выработке у школьника навыка успешной деятельности в дискомфортных ситуациях уже на этой стадии тревога носит конструктивный, вполне оптимистический характер, прямо указывая на то, что данный ситуативный кризис будет протекать по развивающему типу.

2. реакция на дискомфорт;

Эта стадия является решающей. Именно на этой стадии ребенок или подросток либо активно и эффективно реагирует на дискомфортную ситуацию, и в этом случае этот кризис становится развивающим, либо «уходит» из ситуации, занимает пассивную, пессимистическую позицию и тогда этот кризис становится моментом разрушения его личности.

Правда, оценка успеха или неуспеха выхода из кризиса, и, соответственно, его развивающего или разрушающего характера не может быть буквальной. Здесь есть свои сложности. Иногда мужественное и свободное признание того, что в данный момент ребенок или подросток не может справиться с ситуацией, может свидетельствовать об активной позиции и служить фактом его развития, «подтягивания», скажем, его знаний и умений к уровню повышенных требований. Например, если в данный момент подросток отчетливо понимает, что не может справиться с интеллектуальной задачей, трудность которой явно выше имеющихся у него знаний и возможностей ученика, или, скажем, с проблемой межличностных отношений, но ставит перед собой задачу поиска решения этих проблем (иногда на длительную перспективу) - то это, безусловно, развивающий микрокризис.

Более того, иногда даже отказ от деятельности может быть свидетельством развития, характеристикой развитого «чувства реальности» подростка, и не приводить к патологическому развитию личности («я этого не могу, но не потому, что я плохой, а потому, что такова реальность».) С другой стороны, отрицание учеником своих неудач, «хорошая мина при плохой игре» может отражать пассивную, защитную реакцию и свидетельствовать именно о разрушительном характере выхода из микрокризиса.

3. последействие кризиса.В наибольшей мере о характере пережитого кризиса свидетельствует, конечно, отсроченная, иногда даже долговременная реакция на ситуацию дискомфорта.

В случае накопления ситуаций развивающего дискомфорта в жизни ребенка чаще всего появляется или усиливается чувство победителя и закрепляется активный поиск ситуаций типа уже преодоленных (плохо, когда слишком легко). В конечном итоге, в случае развивающий дискомфорт фактически переходит уже в развивающий комфорт. (« есть упоение в бою и бездны крайней на краю…»).

В конечном итоге, это и есть главная задача, когда трудные ситуации не являются дискомфортными, а оказываются ситуациями особого, высокого, безусловно развивающего комфорта. Такова диалектика реальной жизни.

Но ситуация кризиса может проходить и по – другому: страх, тревога, паника берут верх и школьник либо пассивен в этой неблагоприятной ситуации, либо «уходит» из нее, не добившись победы. ( а в жизни многих школьников часто именно так и происходит, прежде всего в социальной и физической сфере). Это разрушающий дискомфорт. В случае повторения ситуаций разрушающего дискомфорта возникает или усиливается чувство неудачника и фиксируется реакция избегания такого рода ситуаций.

Развивающий ситуативный кризис по мере накопления постепенно приводит к поступательному развитию способностей и закреплению сценария победителя, тогда как разрушающий кризис, несмотря на свой сугубо ситуативный характер, все же при повторении ведет к хроническому кризису, который превращается в личностный кризис, иначе говоря, в невроз. Во всех случаях те или иные особенности деятельности школьника в кризисных ситуациях прямым образом отражаются на развитии его способностей и личности. Именно потому педагог, воспитатель, психолог, не дожидаясь стихийно возникающих кризисных состояний, может в отдельных случаях прямо их провоцировать, намеренно создавая такие ситуации и помогая школьнику справиться с ними.

Заключение:

Как в процессе обучения развить у молодых людей стремление к получению новых знаний, как повысить мотивацию к дальнейшему самообразованию, как в неожиданной ситуации найти нетрадиционное решение. Ответ на эти вопросы мы видим в развитии познавательной самостоятельности и творческого мышления. А развитие творческого мышления и познавательной самостоятельности мы видим в формировании у них умения самостоятельно приобретать и применять знания.

Обучение через творчество – вот прямой путь к самообразованию, саморазвитию человека, причем самостоятельную творческую личность формирует самостоятельная творческая деятельность. Формой реализации этой модели обучения, более полно отвечающей ее сущности, является система с модульным строением и рейтинговым контролем учебного процесса, позволяющая по каждому модулю давать индивидуальные творческие задания различной степени сложности. Привитие навыков самостоятельной работы, умения ориентироваться в поступающей информации, умения самостоятельно пополнять свои знания – это сложный и длительный процесс, требующий специально организованной и целенаправленной работы преподавателя, в которой выделяются определенные этапы.

Похожие работы на данную тему