Основные права и свободы человека и гражданина

Название работы: Основные права и свободы человека и гражданина

Скачать демоверсию

Тип работы:

Курсовая теория

Предмет:

Конституционное право

Страниц:

35 стр.

Год сдачи:

2010 г.

Содержание:

Введение 3

I. Общие положения конституционного статуса личности 6

§1. Понятие прав, свобод и обязанностей 6

§2. Классификация права и свобод 14

II. Виды прав, свобод и обязанностей граждан 20

§1. Личные права и свободы 20

§2. Политические права и свободы 23

§3. Социально-экономические права и свободы 28

Заключение 31

Список использованных источников и литературы 34

Выдержка:

Введение:

Актуальность настоящей работы состоит в том, что в Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для конкретного человека, так и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человека они являются условием достойного и свободного его существования, естественным правом на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит; экономической и социальной предпосылкой для удовлетворения его жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Конституция закрепляет концепцию «естественных прав» человека и гражданина, в соответствии с которой свобода - это естественное состояние человека. Государство не дарует человеку права, а признает и гарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Поскольку ни государство, ни иной субъект не даруют человеку принадлежащие ему от рождения права, следовательно, никто не имеет права их отнять. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав и свобод человека - один из принципов основ правового статуса личности в России.

В ст. 2 Конституции РФ установлено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данная словесная конструкция указывает, с одной стороны, на наличие иерархии конституционных ценностей, с другой стороны, на место ее в этой иерархии, а именно высшее положение.

Формальный подход к определению содержания этой ценности, опирающийся на формально-логические связи между используемыми при ее определении понятиями, не дает ясного представления о том, каково ее соотношение с другими ценностями. Этот подход, чаще всего используемый в современных конституционно-правовых исследованиях, включая те, отражением которых являются решения Конституционного Суда РФ, не позволяет снять бросающееся в глаза противоречие между тем, что человек является высшей ценностью, и возможностью применения смертной казни, положением о том, что права и свободы человека есть высшая ценность, и возможностью их ограничения по основаниям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции).

На наш взгляд, определить содержание рассматриваемой конституционной ценности можно, только установив действительное значение прав и свобод, признаваемых высшей ценностью. Под значением при этом имеется в виду не только их внешняя поверхностная видимость, но их подлинная сущность, их смысл, это и определило актуальность выбора темы.

Целью настоящей работы является рассмотрение основных прав и свобод человека и гражданина: современный взгляд на проблему.

На основе вышеизложенного, были поставлены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие прав, свобод и обязанностей граждан;

- Раскрыть классификацию прав и свобод;

- Показать личные права и свободы;

- Раскрыть политические права и свободы;

- Рассмотреть социально-экономические права и свободы.

При написании работы использовались нормативные акты действующего законодательства и научная литература по данной теме. В качестве основного нормативного источника использовалась Конституция Российской Федерации, так ст. 17 устанавливает, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Глава 2:

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации реально реализуется через политические права и свободы каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). Эта норма прежде всего касается политических прав и свобод.

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции).

Право, закрепленное в ст. 32 Конституции, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, ибо народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти (ст. 3 Конституции).

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей.

Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных, народных и арбитражных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).

Заключение:

В заключении можно сказать следующее: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Обозначение в Конституции деления прав и свобод на некоторые группы обязывает примерить качество высшей ценности в отношении каждой из них. Ведь сам факт конституционного обозначения деления прав позволяет допустить их разное качество, которое может служить проявлением их разной социальной и правовой ценности.

Существуют различные классификации прав и свобод человека и гражданина, которые раскрывают сущность и назначение данного правового института.

Личные права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него, эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, данные права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в ст. 2 Конституции РФ.

Ммногие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее время не используются в достаточной мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно действенной политики, направленной на развитие общественной активности граждан.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Это понятие охватывает комплекс прав: экономических, социальных и культурных. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как предпринимательская и иная экономическая деятельность; собственность; труд; отдых; здоровье; образование, и призваны обеспечить материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Социально-экономические права третьего поколения необходимы для нормального развития и существования человека.

Похожие работы на данную тему