В том случае, если у ребенка возникают какие-либо физиологические нарушения речи, у ребенка имеются психические отклонения или неврологические заболевания, может сформироваться общее недоразвитие речи (ОНР). Также одна из причин ОНР – социальная: если родители не общаются с ребенком, и ребенок мало слышит речь окружающих, недоразвитие речи может сохраняться в течение длительного времени, несмотря на то, что у ребенка отсутствуют какие-либо другие отклонения от возрастных норм развития [8, c.103].
Речь – один из самых мощных факторов и стимулов для развития детей. Это не только необходимая основа для мышления, но и инструмент для мышления. Психологические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью.
Нарушение речи – речь говорящего отклоняется от принятых языковых норм в данной языковой среде.
Понятие «общее недоразвитие речи» включает в себя множество аспектов. В связи с этим нет четкого определения таких нарушений.
Ниже приведены наиболее распространенные из них.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это «разновидность сложных нарушений речи, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой аспект (фонетика) и семантический аспект (лексика, грамматика) имеют нормальный слух и интеллект».
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это самостоятельное или сложное нарушение речи в детском возрасте, при котором разрушается и сохраняется формирование всех компонентов речевой системы (трудности в произношении, словарном запасе, грамматике, трудности в формировании компонентов фонем) [19].
ОНР обладает рядом отличительных признаков:
………………………………………………….
?