ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в психологической науке практически общепризнанно, что психологическая готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Психологически неподготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отрываться от сверстников, что приводит к формированию низкой самооценки и далее приводит к стабильной школьной неуспеваемости и дезадаптации.
Большой интерес к этой проблеме определен конкретными факторами. Во-первых, психологическая готовность является нужной основой для постижения школьной программы. Она обеспечивает усвоение базисных знаний, приобретаемых в начальных классах, а, значит, оказывает влияние на успеваемость ребенка.
..............
1. Психологическая готовность к школе: понятие и сущность
В отечественной психологии исследование в теории проблемы психологической готовности к школьному обучению основано на трудах Л.С.Выготского. Ею занимались Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Н.И. Гуткина, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков и др.
В современных работах отечественных психологов имеется несколько определений понятия «психологическая готовность к школе». Их можно обнаружить в работах Я.Л.Коломинского и Е.А.Панько, Н.И. Гуткиной, Н.В.Нижегородцевой и В.Д. Шадрикова. Эти авторы предлагают подвергать рассмотрению психологическую готовность к школьному обучению как многокомпонентное образование.
Коломинский Я.Л. и Панько Е.А. определяют психологическую готовность как единое состояние психики ребенка, обеспечивающее благополучное принятие им системы требований, выказываемых школой в целом и педагогом, благополучное усвоение новой для него деятельностью, и новыми социальными ролями [5,c.72].
..............
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема психологической готовности детей к обучению в школе - это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в конечном счете, судьба детей, их настоящее и будущее.
Критерии готовности или неготовности к школьному обучению связаны с психологическим возрастом ребенка, который отсчитывается не по часам физического времени, а по шкале психологического развития. Эту шкалу тоже надо уметь читать: понимать принципы ее составления, знать точки отсчета, размерность [10,c.5].
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
............