Особняк как культурное явление (на примере памятника русской культуры 18 века «Дом Пашкова»)

Название работы: Особняк как культурное явление (на примере памятника русской культуры 18 века «Дом Пашкова»)

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

69 стр.

Год сдачи:

2003 г.

Содержание:

Глава 1 – Введение, обоснование темы

Глава 2 – Культура особняков в России – понятие,

основные положения

Глава 3 – Особняк «Дом Пашкова» – описание,

характерные особенности.

Глава 4 – Особняк как явление культуры: становление и

развитие культуры особняков в России

Часть 1. Хозяева Дома Пашкова. Смена владельцев и

изменения в архитектуре особняка. Современное

состояние особняка «Дом Пашкова».

Часть 2 – Особняк как феномен русской культуры

Заключение.

Выдержка:

Введение:

Дипломная работа представляет собой историко-культурологическое исследование особняка как феномена культуры. Как один из самых ярких примеров, для исследования взят московский особняк «Дом Пашкова».

Цель дипломной работы – рассмотрение различных аспектов (исторических, архитектурных, особенно культорологических) особняка как феномена культуры на примере «Дома Пашкова». Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. дать определение понятию культуры особняков, рассмотреть общие положения данного понятия

2. рассмотреть основные характеристики особняка «Дом Пашкова» как фактического примера данного исследования

3. изучить основные этапы становления и формирования культуры особняков в России

4. сделать выводы о культуре особняков в России как о историко-культурологическом явлении

Актуальность темы данной дипломной работы. Выбор темы обусловлен значением особняков в культуре России. На протяжении многих веков особняк являлся важным компонентом отечественной культуры.

Своеобразные исторически сложившиеся предпосылки возникновения и развития особняков в России сделали его национальным явлением.

В настоящее время усиливается падение русского национального самосознания, поэтому особенно необходимо восстановление приемлемых ценностных ориентиров. Традиции культуры непрерываемы, так как являются плодом совместных усилий многих и многих поколений. Совместность немыслима без осознания предшествующего нравственного, духовного, интеллектуального и культурного опыта, без уважения сокровищницы незыблемых ценностей, накопленных нашим народом.

Особняк является феноменом русской культуры, во многом определившим облик всех тех, кто в нем проживал, и в первую очередь правящего сословия – дворянства. Особняк осмысливается как знак России, символ отечественной культуры в изобразительном искусстве, литературе, музыке, символ русской культуры. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими особняками.

Об актуальности данной темы говорит и то, что на данном этапе ощущается повышенное внимание к культуре нашей страны. А ведь культура страны – это сумма культур различных регионов, отдельных памятников культуры. Поэтому каждый уважающий себя человек должен знать культуру своей Родины, ее историческое и культурное наследие.

Глава 4:

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову, созданный еще при жизни великого полководца, не имеет портретного сходства – на гранитном пьедестале установлена фигура воина в античных доспехах, призванная аллегорически воплотить силу русского оружия. Аллегорична и композиция Самсон, раздирающий пасть льву, установленная в каскаде петергофских фонтанов и посвященная победе России над Швецией (лев – герб Швеции) в Северной войне.

Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во II половине XVIII в. в России – француз Этьен Морис Фальконе (1716–1791), автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.

В живописи во II половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине столетия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. К концу века среди русских портретистов выделяются три по истине великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

Федор Степанович Рокотов (1735–1808) – непревзойденный мастер небольших по размерам камерных портретов. Его работы отличаются особой задушевностью: мягкий свет, «вызывающий» из таинственной мглы одухотворенные лица, мерцающие, легкие мазки. Рокотов не уделяет особого внимания изображению одеяний, орденов, драгоценностей – всему тому, что выходило на первый план в парадных портретах, популярных в то время. Сила художественного воздействия его произведений сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей. Среди лучших работ Ф. С. Рокотова могут быть названы портреты В. И. Майкова, А. П. Струйской, В. Н. Суровцевой.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) – крупнейший мастер парадного портрета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетается с мастерской передачей материала окружающих аксессуаров. Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А. Демидова и серия портретов «смолянок» – воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек.

Заключение:

В русской культуре можно выделить несколько основных периодов.

Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного.

Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода.

Культура особняков тесно связана со второй фазой, а именно со той ее частью, которая начинается с воцарением династии Романовых (1613—1917).. Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство (47).

После Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры (47). Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую.

Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой (47).

Дипломная работа представляет собой историко-культурологическое исследование особняка как феномена культуры. Мы взяли в качестве одного из самых ярких примеров московский особняк «Дом Пашкова».

В каждой из перечисленных фаз русской культуры особняк играет важную роль.

Целью дипломной работы было рассмотрение различных аспектов (исторических, архитектурных, особенно культорологических) особняка как феномена культуры на примере «Дома Пашкова». В результате мы получили следующие результаты.

Похожие работы на данную тему