Технология организации фестиваля, как формы социальной культурной деятельности

Название работы: Технология организации фестиваля, как формы социальной культурной деятельности

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Культурология

Страниц:

105 стр.

Год сдачи:

2006 г.

Содержание:

Введение…3

ГЛАВА 1. Роль и место фестиваля как особой активной формы социально-культурной деятельности…12

1.1.Фестиваль, как активная форма социальной культурной

деятельности …12

1.2. Организационно-педагогические аспекты проведения

фестиваля …17

1.3. Сценарно-режиссерские особенности организации

и проведения фестиваля… 28

ГЛАВА 2. Сценарно-режиссерская разработка театрализованного

фестиваля «Не гаснут в сердце памятные даты»…50

Заключение…80

Глоссарий…84

Библиография…86

Приложения…89

Выдержка:

Введение:

Актуальность темы

Одним из показателей уровня жизни и морально-политического престижа современного общества является свободное время личности и ее досуг, его качество, эффективное использование и организация.

С точки зрения отдельного человека и культуры в целом, значение фестиваля чрезвычайно велико, ибо включает каждого в систему культурных ценностей, помогает освоению, служит целям гармонического развития личности.

По статистическим данным 44,8% женщин замечают, что именно хозяйственные перегрузки плюс усталость и достаточно слабое здоровье мешают им проводить свободное время так, как им хочется, - а 25,7% матерей не всегда знают, как проводят дети свободное время. Чрезмерно бытовые работы - препятствие для профессионального становления. Результат - потеря для общества .

Велики потери и для самой личности: нереализованные возможности, и, как следствие - неудовлетворенность собой, жизнью. Наиболее разумная установка - это в равных количествах и «семья», и «работа», и «досуг». Проблема в совмещении. Поэтому качественный скачок должен произойти в социальной сфере, сфере производства, в семейных отношениях, культурной сфере. Хозяйственная, бытовая и эмоциональная сферы тесно переплетены, взаимосвязаны и не могут существовать раздельно. Малосодержательный бесцветный труд, отсутствие профессиональных перспектив, а чаще нежелание их искать, неудовлетворительные материально-бытовые условия - все это создает почву для социальных патологий - проституции, наркомании, алкоголизма и т.д. Стремление уйти от реальности - девиз всех этих патологий. Это стремление становиться уже позицией, жизненным кредо, которое при недостатке глубоких знаний и подлинной культуры - в самом широком её значении, то есть культуры политической, нравственной, эстетической, прежде всего, приводит к утверждению унылого однообразия во всем, - первого признака бездуховности.

Речь должна идти о принципиальном изменении подхода к восприятию достижений культуры. Надо воспитывать у человека стремление к познанию, надо научить его глубинному проникновению в существо воспринимаемого произведения. Суть в том, чтобы научить и тех, кто пришел в тот, или иной коллектив заниматься творчеством, и тех, кто решил для себя остаться только зрителем, воспринимать произведение искусства не поверхностно, а обязательно сопереживая, погружаясь, иначе говоря, в атмосферу создаваемую писателем, режиссером, художником. Такая встреча должна если не потрясти человека, то, по крайней мере, дать ему обильную пищу для ума и души.

Эстетическая потребность (восприятие для души) и потребность познания (восприятие для ума), как отмечал Н. Г. Чернышевский, есть позиции однопорядковые, тесно связанные друг с другом в искусстве, как потребности одного ранга и уровня. Речь идет о том, каким образом научить человека получать эстетическое удовольствие от общения с произведением искусства, каким образом - активизации мысли как в процессе, так и после восприятия человеком произведения искусства. Чтобы человек уходя с фестиваля, продолжал восторженно, остро, взволнованно думать и сопереживать по поводу только что увиденного и познанного. В обществе есть острая потребность на «талантливого зрителя», равно как и талантливого читателя и слушателя.

Глава 2:

На смену этому эпизоду приходит следующий. Орден Победы удаляется с поля и зрителям представляется картина-эпизод, повествуя о тех страшных годах, начиная хронографию с 1941 года, года начала военных действий. Итак, начинается эпизод номер пять «По струнам нашей памяти». Эпизод открывается голосом Левитана, объявляющим начало войны. Девушки из танцевальных коллективов, одетые в белые и красные одежды, с двух сторон поля выходят к импровизированному репродуктору. Белые и красные одежды выбраны не случайно. Раньше на Руси белый цвет считался траурным цветом, белым саваном покрывали умерших. Красный – символ крови. После звучания слов Левитана без пауз звучит отрывок из песни «Священная война». Через поле, мимо девушек, солдаты (офицеры из военных частей) проходят к выходу. Девушки провожают их на войну, махая красными шарфами.

Плескалось багровое знамя,

Горели багровые звезды.

Слепая пурга накрапывала

Багровый от крови закат

И слышалась поступь дивизий,

Точеная поступь солдат.

Песню «Священная война» сменяет «Танец скорбящих матерей». В центр поля, между проводившими солдат на войну девушками, выбегает хореографический народный коллектив эстрадного танца «Серпантин» с постановкой танца, через образ которого передают зрителю чувства, какие испытывают матери, проводившие своих детей на войну. Многие из них никогда уже не увидятся. По окончании номера все на поле замирают. Несколько секунд только ветер гудит по развивающимся одеяниям девушек-невест и матерей. Образ войны – через образы девушек, солдат, матерей. Этот эпизод очень трагичен и эмоционален. Буквально несколько секунд отделяет его от эпизода № 6.

Навстречу раскатам ревущего грома

Мы в бой поднимались светло и сурово-

На наших знаменах начертано слово

ПОБЕДА!

Резким контрастом проводит черту следующее явление, еще более подводя к эмоциональному напряжению. Девушки с предыдущего эпизода покидают поле, а на гаревую дорожку выбегают дети, олицетворяя детей военных лет. Они мчатся к центральной трибуне, напротив которой остановился БТР.

Диктор, пока дети забираются на машину, читает текст.

Без малого четыре года

Гремела грязная война

И снова русская природа

Живого трепета полна.

Там, где мы брали кровью, с бою

Противотанковые рвы.

Цветы обрызганы росою,

Встают, качаясь из травы.

И вот дорогою обратной

Не покоряемый вовек,

Идет, свершивший подвиг ратный,

Великий русский человек.

Дети забираются на эту машину и поют песню «Ты ждешь Лизавета». Из люка БТР выходит солдат, угощая детей хлебом, давая им фляжку с водой. Война проходит через детей, зритель видит это. Дети убегают после своей песни, звучит без паузы песня «Батя». Солдат выходит в центр поля. Он один. Напротив него только стоит БТР. Текст песни повествует нам о том, как солдат вернулся домой с желанием повидать отца, поздравить с окончанием войны. Но он опоздал. Отца уже не стало. Солдату остается вместо того, чтобы обнять отца, только вспоминать его и сожалеть, что так мало времени у них было. Он одни в центре поля не случайно. Когда он осознал, что опоздал, он действительно почувствовал себя одиноким.

Заключение:

Фестивали выступают как одна из важнейших форм самоорганизации масс, как инструмент собирания сил, как проявление энергии, творчества, инициативы, общества. Эта форма отдыха удовлетворяет потребность в массовом общении, в использовании свободного времени в обстановке веселья и жизнерадостности.

Фестивали с организованными игровыми действиями, всевозможными представлениями, танцами и так далее, стали комплексной формой культурного отдыха населения. Фестивали быстро завоевали признание у молодежи, взрослых, детей. Они проводятся во многих городах и районах, демонстрируя остроумную выдумку и изобретательность организаторов и участников.

Фестиваль является своеобразным художественно-творческим комбинатом, занимавшимся воспитанием участников и зрителей в культурной среде.

Основные черты фестиваля: политическая актуальность, грандиозный размах, широкое привлечение участников, вовлечение зрителя в театрализованное действие.

Фестиваль имеет качественные характеристики:

1. Актуальность с позиций соответствия важнейшим идеологическим, политико-воспитательным задачам;

2. Преемственность и последовательность системы работы на фестивале, находящие выражение в органической связи предыдущих мероприятий в идеологическом, педагогическом и художественном аспектах .

Особенность фестиваля в том, что здесь организационные и творческие аспекты находятся в тесной взаимосвязи. Ведущая роль, безусловно, принадлежит творческому процессу. Фестиваль служит средством воспитания и способствует всестороннему развитию личности, прививая патриотические чувства. В сценарии праздника мы попытались обобщить наколенный опыт в области театрализованной постановки, раскрыть некоторые вопросы истории военных действий 1941-1945 гг. и самого празднования Победы, показывая их роль в духовной жизни нашего общества.

В обществе у всех социальных групп растет потребность к художественному оформлению быта как одному из видов культурной самодеятельности масс.

Сценарий имеет два аспекта – художественный и психолого-педагогический, которые программируют не только выстраивание материала, но и воздействие на участников, их предполагаемую реакцию и поведение, отражает общие творческие процессы в реальной работе творческих коллективов.

Похожие работы на данную тему