Технология и методика вязания крючком

Название работы: Технология и методика вязания крючком

Скачать демоверсию

Тип работы:

Дипломная

Предмет:

Педагогика

Страниц:

54 стр.

Год сдачи:

2005 г.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕХНОЛОГИЯ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ 5

1.1. История вязания крючком и его виды 5

1.2. Материал и оборудование для вязания крючком 8

1.3. Приемы вязания крючком и образцы вязок 9

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ВИДУ ТРУДА - ВЯЗАНИЮ КРЮЧКОМ 29

2.1. Содержание знаний, умений и навыков школьников по курсу «Художественное вязание крючком» в программах по технологии 29

2.2. Методика проведения кружковых занятий по вязанию крючком 44

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 48

3.1. Констатирующий эксперимент 48

3.2. Формирующий эксперимент 49

3.3. Контрольный эксперимент 51

Выводы по третьей главе

Заключение 52

Литература 54

Приложение

Выдержка:

Введение:

Актуальность исследования. Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.

Цель настоящей работы – изучение технологии и методики обучения вязанию крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Изучить технологию вязания крючком;

2) Изучить методику вязания крючком;

3) Реализовать на практике изученный материал на примере вязания салфеток.

Объект исследования – вязание крючком.

Предмет исследования – технология вязания крючком и методика обучения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что для эффективного обучения школьников вязанию крючком, преподаватель труда должен знать как технологию вязания, так и методику его преподавания.

Методы исследования:

Глава 3:

Изучение теоретических вопросов проводится фронтально. Руко¬водитель излагает новый материал, сопровождая рассказ демонстра¬цией образцов изделий, чертежей и др.

В процессе выполнения практической работы проводится инди¬видуальный инструктаж.

Руководитель кружка должен контролировать выполнение работы учащимися. Типичные ошибки, обнаруженные в процессе проверки заданий, разбираются со всей группой. Это способствует закреплению знаний и умений учащихся.

Работу рекомендуется строить так, чтобы на каждом очередном занятии кружковцы получали новые знания в проработках изделия или деталей, в выполнении новых образцов узоров. Это будет под¬держивать интерес к работе. Однако надо учитывать, что проработка большого количества новых образцов утомляет детей. В течение учебного года желательно выполнить 40—50 образцов узоров, постепенно усложняя технику вязания. По каждому виду петель желательно давать два-три узора.

На занятиях учащиеся ведут тетрадь, в которой делают краткую запись приемов проработки изделий, деталей и образцов узоров. Связанные образцы узоров закрепляют в альбоме и нумеруют.

Надо учитывать индивидуальные способности кружковцев. К тем, кто быстрее и лучше выполняет задания, можно предъявлять повы¬шенные требования. Если у ученика не ладится работа, то нельзя постоянно подчеркивать это, иначе можно отбить желание к работе.

Такому ученику надо помочь, при удобном случае похвалить его, что поднимает настроение, трудоспособность, вселяет уверенность.

Если ученик способен выполнить изделие дополнительно, сверх программы, то руководитель кружка должен помочь ему в проработке этого изделия.

Надо постоянно развивать творческие способности детей. Важно, чтобы они сами продумывали узор, фасон, а руководитель направлял их советами.

Большое внимание следует уделять воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, аккуратно посещать занятия, помогать отстающим товарищам, выполнять общественные нагрузки — участвовать в оформлении выставок, изготовлении наглядных пособий и т. д. Из числа наиболее активных кружковцев, проявляющих особый интерес к занятиям, готовят пионеров-инструкторов. По желанию они могут быть направлены в пионерский лагерь для ведения кружковой работы в процессе отдыха. С этими кружковцами руководитель дополнительно проводит занятия.

Руководителю рекомендуется наладить связь с родителями, приглашать их на отчетные выставки детей.

Требования безопасного труда. С первых же дней занятий руко¬водитель кружка должен ознакомить кружковцев с правилами безопас¬ного выполнения работ. С крючками надо обращаться осторожно, не подносить их близко к лицу, хранить в коробочках или пеналах.

В работе приходится пользоваться утюгом. Для проведения влажно-тепловой обработки изделий необходимо отвести определенное место. Утюг надо ставить на специальную подставку, следить за исправностью его шнура, за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура. По окончании работы не забывать выключать утюг. Хранить его надо в вертикальном положении.

Заключение:

В нашей работе мы рассмотрели технологию вязания крючком и методику её преподавания в школе.

Актуальность нашего исследования обосновывалась влиянием занятий ручным вязанием на развитие школьника.

В первой главе нашего исследования нами была изучена история вязания крючком, основные приемы вязания, образцы вязок, материал и оборудование.

Во второй главе нашего исследования мы ознакомились с программами по курсу «Художественное вязании крючком» Стебуновой С. Ф. и Салыкиной И.В. Программы являются авторскими, в них представлены задачи обучения, требования к умениям и навыкам учащихся, примерное планирование занятий.

Так же во второй главе нашего исследования мы рассмотрели методику проведения занятий кружка вязания крючком.

В рамках практического исследования нами были созданы проекты по вязанию крючком декоративных салфеток.

Таким образом, в ходе нашего исследования, мы подтвердили предположение о том, что для эффективного обучения школьников вязанию крючком, преподаватель труда должен знать как технологию вязания, так и методику его преподавания.

Похожие работы на данную тему